+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Как оспорить результаты проверки?

Содержание

Выездная налоговая проверка. Как обжаловать результаты

Как оспорить результаты проверки?

Вопрос об обжаловании актов, действий и решений налоговых органов, принятых или вынесенных по результатам проведения налоговых проверок, сейчас более чем актуален.

Нередко по результатам проведенных проверок налогоплательщик привлекается к ответственности и несет обязанность по уплате выявленных недостающих сумм налогов и штрафов.

Из двух основных видов существующих налоговых проверок, наиболее “опасной” является выездная налоговая проверка.

Выездная налоговая проверка — это вид налоговой проверки, которая проводится по месту нахождения налогоплательщика и по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, в то время, как камеральная налоговая проверка — по месту нахождения налогового органа и на основе налоговых деклараций и иных документов, полученных от налогоплательщика. Таким образом, налоговый орган, будучи “в полях” имеет больше шансов обнаружить те или иные нарушения, допущенные налогоплательщиком, и составить по результатам проверки отнюдь не радостный документ.

Результаты выездной налоговой проверки

Результатом выездной проверки становится акт налогового органа. Ему предшествует справка о проведенной выездной проверке, которая выдается налоговым инспектором сразу после окончания проверки.

Вышеупомянутый акт должен быть составлен не позднее 2-х месяцев со дня составления справки и передан руководителю налогоплательщика не позднее 5 дней с момента его составления.

В том случае, если налогоплательщик уклоняется от получения акта, налоговый орган направляет его заказным письмом и в этом случае датой вручения считается шестой день, начиная с даты отправки письма.

Как обжаловать результаты выездной налоговой проверки

Если налогоплательщик не согласен с вынесенным актом, он вправе предоставить письменные возражения в течение одного месяца с даты получения акта.

По истечении месяца, отведенного для предоставления возражений, налоговые инспекторы передают материалы проверки руководителю налогового органа или его заместителю. Он должен рассмотреть их и в течение 10 рабочих дней принять решение. Этот срок может быть продлен, но не более, чем на 1 месяц.

Копия вынесенного решения должна быть вручена руководителю налогоплательщика под расписку в течение 5 дней с даты вынесения решения.

Итак, после вынесения решения у налогоплательщика возникает право обжалования данного документа. С 1 января 2014 года обязателен досудебный порядок урегулирования спора.

Первый вариант обжалования решения налоговой по результатам выездной проверки

Обжалование решения налогового органа, вынесенного по результатам проверки и ещё НЕ вступившего в законную силупутем подачи апелляционной жалобы. Срок, в течение которого может быть подана апелляционная жалоба — 1 месяц с момента вручения решения налогоплательщику. 

При этом, жалоба подается в вышестоящую налоговую через тот налоговый орган, который вынес обжалуемое решение. Срок рассмотрения составляет 1 месяц с момента подачи жалобы, однако, указанный срок может быть продлен ещё на 1 месяц. 

Результатом рассмотрения апелляционной жалобы могут быть: оставление первоначального решения без изменения, жалобы – без удовлетворения; отмена первоначального решения полностью или в части, либо принятие нового решения с отменой первоначального.

В том случае, если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа по рассмотренной апелляционной жалобе, он вправе ещё раз обжаловать по выбору в ФНС и/или в суд в течение 3-х месяцев со дня принятия решения по апелляционной жалобе. На практике же налогоплательщики после одного обжалования в вышестоящем налоговом органе сразу обращаются в суд.

Второй вариант обжалования решения налоговой по результатам выездной проверки

Обжалование решения налогового органа, вынесенного по результатам проверки и УЖЕ вступившего в законную силу (срок для апелляционного обжалования истек). Срок для обжалования в таком порядке — 1 год с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. 

Жалоба подается в вышестоящую налоговую через тот налоговый орган, который вынес обжалуемое решение. Срок рассмотрения составляет 1 месяц с момента подачи жалобы, также этот срок может быть продлен, но не более, чем на 1 месяц. 

Результаты рассмотрения жалобы: 

  • оставление первоначального решения без изменения, а жалобы без удовлетворения; 
  • отмена первоначального решения полностью или в части; 
  • принятие нового решения с отменой первоначального.

Также, если налогоплательщик не согласен с вынесенным решением вышестоящего органа, он вправе ещё раз обжаловать в течение 3-х месяцев со дня принятия решения по жалобе вышестоящим налоговым органом.

Стоит отметить, что с 3 августа 2013 года срок для судебного обжалования начинает течь с момента, когда заявителю стало известно о принятом решении или с момента истечения срока для апелляционного обжалования.

На сегодняшний день судебная практика складывается таким образом, что ненормативные акты, направленные на взыскание налогов, пеней, штрафа оспариваются только по мотиву нарушения сроков и порядка их принятия.

В том случае, если налогоплательщик желает оспорить акты по мотиву неправомерности начисления налоговых платежей либо отсутствия основания для привлечения к ответственности и нарушения процедуры принятия решений о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности, то осуществить это возможно только при условии, если одновременно будет заявляться требование о признании решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности недействительным.

Также можно отметить случаи, когда нарушения, допущенные налоговым органом, положительно отражаются на налогоплательщике. Налоговый кодекс указывает только на два случая существенного нарушения:

  1. проверяемый налогоплательщик не смог участвовать и (или) через своего представителя;

  2. налогоплательщик не смог представить свои объяснения.

Вышестоящий налоговый орган или суд признают иные нарушения процедуры в качестве оснований для отмены решения, вынесенного по итогам проверки, только в том случае, если такие нарушения привели или могли привести к принятию неправомерного решения.

Так или иначе, обжалование решений налоговых органов — сложный и трудоёмкий процесс, требующий и знаний, и опыта.

Источник: https://ensocompany.ru/publication/vyezdnaya-nalogovaya-proverka

Порядок обжалования результатов проверки трудовой инспекции

Как оспорить результаты проверки?

Результат любой проверки, независимо от того плановая это была проверка или внеплановая, документарная или выездная должен быть оформлен документально.

Обжалование акта проверки трудовой инспекции

Независимо от результата по окончании проведения проверки соблюдения работодателем трудового законодательства, государственными инспекторами трудовой инспекции составляется акт. Акт составляется по типовой форме (утв. Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 апреля 2009 г.

N 141 “О реализации положений Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”) непосредственно после завершения проверки в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю (или уполномоченному лицу) под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении. Отметим, что сам акт проверки не является распорядительным документом, каким-либо образом нарушающим права работодателя или налагающим на него обязанности. В акте лишь фиксируются сведения о результатах проведенной проверки, в том числе о выявленных нарушениях работодателем трудового законодательства. Документом же, порождающим правовые последствия для работодателя, является предписание, которое обязывает принять конкретные меры для устранения нарушений трудового законодательства, зафиксированных в акте.

ТРУДОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ: ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК

Важно!

Законодательством не предусмотрено обжалование акта проверки. Поэтому работодатель может обжаловать в суд только предписание, сам акт проверки в судебном порядке обжалованию не подлежит.

Однако статья 16 ФЗ от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее Закон № 294-ФЗ) предоставляет работодателю, не согласному с выводами, представленными в акте, в течение 15 дней с даты получения акта проверки представить в соответствующий орган государственного контроля (надзора) в письменной форме возражения в отношении акта проверки в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля. Возражения подлежат рассмотрению руководителем гострудинспекции (его заместителем) в течение 10 рабочих дней, по результатам которого выносится письменное решение и доводится до сведения работодателя в течение 3-х дней после его вынесения (п. 63 Административного регламента N 354н).

Обжалование предписания трудовой инспекции

Если по результатам проверки никаких нарушений трудового законодательства не выявлено, то все заканчивается составлением акта, но если в ходе проведения проверки инспекторам удалось обнаружить нарушение прав и законных интересов работников, то работодателю выдается предписание об устранении выявленных нарушений с указанием срока устранения (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, абзац шестой части первой ст. 357 ТК РФ). В отличие от акта проверки, предписание является распорядительным документом, обязывающим работодателя принять конкретные меры и порождающим правовые последствия по результатам проверки, который и подлежит обжалованию. Оно может быть обжаловано работодателем руководителю государственной инспекции труда либо в суд (ст. 361 ТК РФ, ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 113 Административного регламента N 354н). На практике, по-нашему мнению, работодателю сразу следует обращаться в суд, поясним почему. Факт подачи подачи соответствующему руководителю по подчиненности возражений в отношении выданного предписания не прерывает и не приостанавливает течение срока на обращение в суд (10 дней с момента получения (ч.2 ст. 357 ТК РФ)), в связи с чем этот срок легко пропустить, а при пропуске работодателем указанного срока без уважительных причин, судом может быть в удовлетворении жалобы отказано. 

ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ: КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ МОГУТ ЗАПРОСИТЬ У РАБОТОДАТЕЛЯ И ЗА КАКОЙ ПЕРИОД?

Важно!

Также, при обжаловании предписания в контролирующем органе, законодательство не предусматривает возможность приостановления действия предписания при подаче возражений, тогда как судья вправе приостановить действие оспариваемого предписания по собственной инициативе (ч.4 ст. 254 ГПК РФ). 

Для приостановления действия предписания работодателю следует обратиться в суд с соответствующим заявлением на любой стадии производства по делу, до вступления решения в законную силу.

Так как законодательство не устанавливает требования об обязательном соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, жалоба на предписание может быть сразу подана работодателем в суд. Государственная пошлина по данной категории дел составляет 200 рублей (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

Заявление об оспаривании предписания работодателю следует подавать в районный суд по месту нахождения (по месту фактического расположения) соответствующей государственной инспекции труда (ст. 24, ч. 2 ст. 254 ГПК РФ).

В случае признания жалобы работодателя на предписание трудовой инспекции обоснованной суд по результатам рассмотрения жалобы принимает решение об отмене предписания в целом либо отмене отдельных его пунктов (ч. 1 ст. 258 ГПК РФ). 

Обжалование постановления трудовой инспекции о назначении административного наказания

Если по результатам проверки работодатель привлечен к административной ответственности, он вправе обжаловать и это постановление (ч.1 ст. 30.1 КоАП РФ) соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.

Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд (ст. 361 ТК РФ). Срок подачи такой жалобы составляет 10 суток дня вручения или получения копии постановления (ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ).

В случае пропуска срока подачи жалобы, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу по ходатайству лица, подающего жалобу.

КАДРОВЫЙ АУДИТ

Важно!

Обращаем Ваше внимание, что административным законодательством установлен альтернативный порядок обжалования вынесенного постановления о назначении административного наказания, который не предусматривает одновременного обращения во все органы. 

То есть, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд, в вышестоящий орган и вышестоящему должностному лицу, то жалобу рассматривает непосредственно суд (ч. 2 ст. 30.1 КоАП). По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.

Если постановление о назначении административного наказания обжалуется в порядке подчиненности руководителю государственной инспекции труда или в вышестоящий орган (Роструд), то жалоба на постановление должна быть рассмотрена соответствующим должностным лицом в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела (ч. 1 ст. 30.5 КоАП РФ). Если же постановление обжалуется непосредственно в суд, то срок рассмотрения жалобы составляет 2 месяца со дня её поступления (ч. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ).

Жалобу необходимо подавать в районный суд по месту рассмотрения дела об административном правонарушении. Подача жалобы на постановление о назначении административного наказания госпошлиной не облагается (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).

СОПУТСТВУЮЩИЕ АУДИТУ УСЛУГИ

По результатам рассмотрения жалобы на постановление соответствующим должностным лицом или судом выносится одно из следующих решений (ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ):

  • об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
  • об изменении постановления;
  • об отмене постановления и о прекращении производства по делу;
  • об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение;
  • об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Вместе с тем принятое решение по жалобе на постановление не является окончательным и, в свою очередь, также может быть обжаловано. Если жалоба на постановление рассматривалось соответствующим должностным лицом по подчиненности, то его решение может быть обжаловано в районный суд, а принятое по жалобе решение судьи районного суда – в вышестоящий суд (ч. 1 и ч. 2 ст. 30.9 КоАП РФ). 

Прежде чем, государственный инспектор выносит постановление о назначении административного наказания, он должен составить протокол об административном правонарушении.

КоАП РФ не предусматривает возможности обжалования протокола об административном правонарушении, так как протокол фиксирует лишь факт совершения административного правонарушения, вследствие чего отдельно от постановления о назначении административного наказания не обжалуется (ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ).

Обжалование действий (бездействий) инспекторов труда в ходе проведения проверки

Помимо обжалования результатов проверок трудовой инспекции, работодатель может обжаловать действия (бездействия) инспекторов труда, выразившиеся в:

  • нарушении срока проведения проверки;
  • требовании у работодателя документов, не являющихся объектом проверки или не относящихся к предмету проверки;
  • отказе принять от работодателя документы, относящиеся к предмету проверки;
  • затребовании с работодателя платы за проведение мероприятий по надзору (контролю) за соблюдением обязательных требований трудового законодательства;
  • отказе в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных по результатам проверки документах.

Такая жалоба подается руководителю государственной инспекции труда в письменной форме на бумажном носителе по почте или при личном приеме, в электронной форме, посредством электронной почты либо путем заполнения специальной формы на официальном сайте трудовой инспекции соответствующего субъекта РФ (п.п. 107, 113 Административного регламента N 354н). 
Жалоба работодателя должна быть зарегистрирована в срок не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Решение по поданной жалобе должно быть принято руководителем государственной инспекции труда в течение 30 дней со дня её регистрации (п.п. 115, 116 Административного регламента N 354н).

По результатам рассмотрения жалобы принимаются одно из двух решений:

  • об удовлетворении жалобы, в том числе в форме отмены и прочее, устранения опечатки, возвращения денежных средств;
  • об отказе в удовлетворении жалобы.

Ответ о результатах рассмотрения жалобы направляется работодателю в течение дня, следующего за днем принятия решения в письменной или (по желанию) в электронной форме.

В случае если по результатам рассмотрения жалобы будут установлены признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.6.1 КоАП РФ, или признаки преступления, предусмотренного ст.ст. 285, 286, 292, 293 УК РФ, материалы направляются в соответствующие правоохранительные органы (п. 119 Административного регламента N 354н).

Важно!

В заключение, еще раз отметим, что к проведению проверки трудовой инспекцией необходимо подготовиться заранее, изучив все предоставляемые законодательством права с тем, чтобы в случае необходимости, не смотря на установленные короткие сроки обжалования результатов проверки, вы могли быстро и эффективно защитить интересы своего бизнеса.

Источник: https://rosco.su/press/poryadok_obzhalovaniya_rezultatov_proverki_trudovoy_inspektsii/

Как обжаловать результаты проверки

Как оспорить результаты проверки?

Как внеплановая, так и очередная выездная проверка может окончиться составлением акта о нарушениях. Далеко не всегда инспекторы объективно оценивают обстоятельства.

Представители бизнеса регулярно сталкиваются с предвзятым отношением и игнорированием доказательств добросовестности. Ревизоры на местах стремятся выполнить негласный план по штрафам, а первоочередной задачей остается наполнение бюджета.

В таких условиях умение отстаивать интересы приобретает ключевое значение.

Коротко о видах и основаниях контроля

Принципы надзорной деятельности закреплены законом 294-ФЗ от 26.12.2008. Нормативный акт предусматривает право государственных структур проводить проверки бизнеса в плановом и внеочередном порядке. В первом случае даты визита инспекторов можно уточнить на официальном сайте прокуратуры. Сводный график ежегодно публикуют на портале и не корректируют.

Важно! Нормы 294-ФЗ не распространяются на налоговую службу, правоохранителей, валютный контроль и ряд других ведомств. Служащие этих структур обязаны следовать отдельным федеральным актам.

Большинство государственных органов успешно перешло к риск-ориентированной методике. В перечни стараются включать компании и предпринимателей, деятельность которых имеет характерные признаки нарушений.

Плановая проверка проводится не чаще одного раза в 3 года. В отношении малого бизнеса и микропредприятий очередной контроль не осуществляют до окончания моратория.

Предугадать внеплановую явку ревизора практически невозможно. Основанием назначения надзорных мероприятий этого типа служат жалобы потребителей, контрагентов, сообщения СМИ, а также факты нанесения вреда.

Полномочиями контроля наделены разные публичные структуры. Чаще всего предприниматели сталкиваются с должностными лицами:

  • налоговой службы;
  • Роспотребнадзора;
  • Роструда;
  • земельных комитетов;
  • Росздравнадзора;
  • Росприроднадзора.

Большое влияние на бизнес приобретает политика МЧС России. Соблюдение правил пожарной безопасности и гражданской обороны перешли в категорию базовых элементов реализации коммерческих проектов.

Как обжаловать основание проверки

Назначение контрольного мероприятия производится с соблюдением положений главы 2 закона 294-ФЗ и ведомственных инструкций. Правительство России сохранило право утверждения специальных регламентов для отдельных федеральных структур. Ярким примером является приказ ФАС РФ № 340 от 25.05.2012. Процедура оспаривания оснований проверки построена на выявлении нарушений таких документов.

Очередная ревизия

Неправомерное решение о включении предпринимателя в список подконтрольных лиц необходимо оспаривать сразу. Ожидать явки ревизоров необязательно.

Жалобу можно направить руководителю надзорного органа, в вышестоящую инстанцию, прокуратуру или суд. Встать на защиту предпринимателя вправе и региональный бизнес-омбудсмен. Положительное влияние на процессы оказывает привлечение внимания общественности.

Причиной подачи жалобы является нарушение процедурных правил. Так, доводом послужат:

  • превышение нормативного значения административного давления (малый бизнес – 50, микрофирмы – 15 часов);
  • несоблюдение минимального временного промежутка в 3 года;
  • нарушение моратория на проверки предпринимательства;
  • дублирующий контроль по одному направлению за тот же период.

Оспорить основание проверки можно при вынесении решения неуполномоченным лицом. Вескими аргументами послужат несоблюдение формы, отсутствие регистрационного номера и прочих обязательных реквизитов документа. Обжалованию подлежат все решения о контроле, не получившие согласования прокуратуры.

Внеплановые проверки

Оспорить распоряжения о внеочередных надзорных мероприятиях сложнее. Попытаться аннулировать акт можно в следующих случаях:

  • производство возбуждено по заявлению о совершении преступления, проверка по которому завершилась отказом;
  • решение принято по анонимному обращению;
  • ревизоры явились после планового мероприятия;
  • инспектирование пришлось на период проверки, инициированной тем же или другим государственным органом;
  • сообщение о причинении вреда, поступившее в ведомство, оказалось недостоверным;
  • должностные лица не соблюдали нормы об уведомлении.

Перечень причин обжалования остается открытым. Юристы рекомендуют предпринимателям действовать быстро и не откладывать процедуру. Итоговый акт отменить значительно сложнее, чем пресечь незаконную инспекцию.

Важно! Любое контрольное мероприятие будет противоправным при возложении на предпринимателя затрат либо превышении предельного срока в 20 дней. Продление работы ревизоров допустимо в исключительных случаях.

Порядок обжалования итогов проверки

Оспаривание результатов контрольных мероприятий требует от предпринимателей серьезных затрат и усилий. Без участия профессиональных юристов разбирательства не обходятся. Сложнее всего добиться отмены решения после налоговой проверки.

Сотрудники фискального ведомства редко допускают грубые ошибки, тщательно формируют доказательственную базу и превосходно разбираются в нормативном регулировании. Доля поражений ФНС РФ в судах невысока.

Тем не менее, шанс выиграть процесс остается.

Стандартный механизм включает:

  1. Устные и письменные объяснения. Активное участие в проверке позволяет исключить неверное толкование фактов. Разъясняя инспекторам истинный смысл формулировок, предприниматель существенно сокращает риск переквалификации сделок или ошибочных оценок. На выводы инспекторов влияют вовремя предоставленные письма контрагентов, беседы с работниками компании, привлечение специалистов.
  2. Возражения на акт. Если по итогам контроля нарушения все же были выявлены, коммерсант вправе письменно изложить свои доводы и направить их в службу. В налоговые органы документ должен поступить не позднее 10 суток. В инспекции по труду возражения ожидают в течение 15 дней. Трудовой инспекции, пожарным, антимонопольному ведомству и прочим инстанциям необходимо руководствоваться законом 294-ФЗ.
  3. Административная жалоба. Механизм оспаривания является обязательным этапом разбирательства. Предпринимателю отводят на защиту интересов 90 суток. Срок отсчитывают с момента вручения решения по проверке. Жалобу подают сначала руководителю надзорного органа, а затем в вышестоящую инстанцию.
  4. Суд. Последней и наиболее сложной процедурой юристы считают обращение в государственный арбитраж. Оспаривание ненормативных актов надзорных ведомств производится в исковом порядке и облагается пошлиной. Служители Фемиды анализируют собранные ревизорами материалы, проверяют законность назначения проверки, оценивают доводы предпринимателя. В суд разрешается предъявлять новые доказательства. При необходимости назначают независимые экспертизы, приглашают переводчиков, рассылают запросы. Отстаивать интересы представители бизнеса могут в первой инстанции, апелляции, кассации и надзоре. При возникновении новых обстоятельств акты могут пересматривать по правилам статьи 311 АПК РФ.

Специалисты обращают внимание на значение процессуальных сроков. Пропуск периода, установленного законом, лишает права на защиту. Если опоздание обусловлено уважительной причиной, предпринимателю дают дополнительное время. Механизм восстановления сроков применяется как при административном, так и судебном обжаловании.

Примеры нарушений при проведении контрольных мероприятий

Откровенное пренебрежение правилами надзорной деятельности в практике встречается все реже. Положительное влияние на ситуацию оказала высокая активность бизнес-сообщества и работа омбудсмена. Наиболее распространенными являются следующие недочеты:

  1. Отсутствие оснований. Суды не поддерживают формальный подход к обоснованию контрольных мероприятий. Если у инспекторов не было законных причин для ревизии, составленный акт о нарушениях признают недействительным.
  2. Некачественная экспертиза. Выводы государственных служб, основанные на заключениях неаккредитованных специалистов, не заслуживают доверия. Решения о привлечении к ответственности отменяют, ссылаясь на некомпетентность исследователей, неполноту или необъективность оценки.
  3. Отклонение от правил уведомления. В большинстве случаев чиновники обязаны извещать предпринимателя о плановом визите за 3 суток. Внеочередной характер ревизии допускает сокращение этого периода до 24 часов. Исключения предусмотрены лишь для отдельных мероприятий (например, контрольной закупки или оперативной выездной проверки). Несвоевременное вручение документа может стать основанием отмены актов и заключений. Неоспоримым доводом о незаконности действий государственных служащих является пренебрежение получением санкции прокурора.
  4. Выход за границы исследования. Должностные лица обязаны придерживаться пределов, заявленных в поручении или решении о контроле. Так, инспектора по земельному надзору не могут интересовать сведения об оплате налогов или соблюдении кассовой дисциплины. Рамки устанавливают не только решением, но и общими функциями ведомства.

Большое значение в оспаривании результатов имеют формальности. При подготовке возражений и жалоб юристы анализируют законность процедур по изъятию документов. Неправомерно полученные доказательства не рассматривают в судах. Кроме того, критической оценке подвергают логические выкладки инспекторов, положенные в основу заключений.

Источник: https://newfranchise.ru/baza_znaniy/kak-obzhalovat-rezultaty-proverki

Простыми словами: Как обжаловать результаты ведомственных проверок

Как оспорить результаты проверки?

Простыми словами 09 августа 2018 Г. 10:12,

Оглавление

Новости о том, что контрольно-надзорные ведомства кого-нибудь штрафуют или закрывают, появляются каждый день.

Уже не первый год в России происходит переход на риск-ориентированный подход, а значит все предприятия, от деятельности которых зависят жизнь и здоровье людей, проверяются в первую очередь – пищевые производства не исключение (подробнее можно почитать тут).

  Milknews решил выяснить, как можно оспорить результаты ведомственных проверок и написал краткую инструкцию для тех, кто еще не сталкивался с административными штрафами и приостановкой производства.

Какими бывают проверки?

 
По статистике Картотеки арбитражных дел, с 1 января 2018 года было подано 145 исков об обжаловании итогов проверок Россельхознадзора.

Роспотребнадзор, в свою очередь, стал ответчиком по 700 делам в арбитражном суде – однако нужно понимать, что в ведении этой службы находятся не только пищевые производства, а всё, что относится к потребителям – будь то торговые сети или рестораны.

  Проверки у Россельхознадзора и Роспотребнадзора бывают двух видов по частоте и двух видов по характеру – плановые и внеплановые, документальные и выездные.   У Роспотребнадзора плановые проверки проводятся не чаще раз в три года, у РСХН – каждые два.

Внеплановые проходят, как следует из названия, внезапно, но не без предупреждения – служба должна оповестить о грядущей проверке за сутки. У проверки такого характера должна быть объективная причина, например, Роспотребнадзор приходит с внеплановой проверкой по истечении срока предписания или при поступлении жалоб со стороны потребителей или госорганов.

Внеочередная инспекция согласуется с прокуратурой, на нее нужно особое разрешение. Документальный надзор не требует посещения предприятия, служба требует предоставления определенного перечня информации. При выездной инспекции проверяется не только документация, но и условия деятельности, выпускаемая продукция и оборудование.

В конце любой проверки инспектор должен поставить отметку в журнале учета и оформить акт.   Ведомства обладают широкими полномочиями, и могут использовать ряд мер воздействия: это административный штраф, предписание, временный запрет деятельности предприятия или иск в суд по вопросу о запрете на предпринимательскую деятельность.  

Дело об административном правонарушении возбуждается по главам 24-29 КоАП РФ, предпринимателя вызывают в территориальное отделение и выписывают штраф.

В случае с выдачей предписания, нарушителю выдают документ с указанием на исправление нарушений в установленный срок. Временный запрет накладывается в целях обеспечения административного производства и как только постановление вступит в силу, временный запрет снимается. А вот крайняя мера, иск о запрете на предпринимательскую деятельность, применяется к самым злостным нарушителям, не исполняющим полученные ранее предписания.   По словам Натальи Пантюхиной, генерального директора юридической компании «НП-Эдвайс», проверяющий приходит с тем, чтобы что-нибудь найти – для проверки нужно основание, будь то сообщение в СМИ либо жалоба бабушки на кислое молоко.   “По закону ведомства должны проводить проверки по сообщениям граждан. Сейчас даже для плановой проверки должна быть причина – большинство контрольно-надзорных органов работают по чек-листам. Происходит градация бизнеса по фактору риска – обычный офис Роспотребнадзор скорее всего не будет проверять, а вот опасные или пищевые производства еще как будет”.

Что делать, если проверку провели с нарушениями?

 
Свое несогласие с результатами проверки или замеченные нарушения при ее проведении можно выразить в виде жалобы, а затем решать вопрос в досудебном или судебном порядке. Естественно, заявление должно содержать четкие указания на нарушения – например, применение недействующих норм при проверке или неправильное толкование законодательства инспектором в ходе проверки.

В ФЗ №294 “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” четко прописан перечень ошибок со стороны органов, которые можно обжаловать.
Юридические лицо может обжаловать постановление в арбитражном суде, в соответствии с ст.30.1 КоАП РФ.

Действия ведомства обжалуются по Кодексу административного производства.   Наталья Пантюхина рассказала Milknews, как работает обжалование ведомственного акта: “По результатам проверки в обязательном порядке составляется акт, в нем написано, что проверяющие нашли, либо не нашли на предприятии. В акте перечислены все нарушения, будь то немытые полы или просроченная продукция.

Акт подписывают не только проверяющие, там есть место для объяснений со стороны проверяемого, компания уже на этом этапе имеет право написать оправдательное письмо. Можно написать и в самом акте, если там есть место, можно направить дополнительным письмом.   Это – первый барьер, когда можно защититься от проверяющих.

Вопрос можно решить на месте, важно отметить, что это правовой способ решения, а не “в конверте”. Если вы можете на месте объяснить то, что инспекторы считают нарушением, сослаться на правила и нормы, то мер административной ответственности к вам применять не будут”.

  Типичными нарушениями, по словам юриста, являются случаи, когда проверяемого не уведомили о проверке, либо уведомили не в срок, либо пришли другие проверяющие, либо если они не показали приказ о проведении проверки – всё это может стать достаточным основанием для отмены акта о проверке.

Как оформить жалобу?

Если вы считаете, что проверка была проведена с нарушениями, либо вы уверены, что ее результаты не соответствуют действительности, в ведомство можно направить жалобу, чтобы оспорить вынесенное решение. Обжалование в РСХН и РСПН проходит по одному сценарию, и требования к ним одни и те же.

Конкретных требований жалобы действующее законодательство (ФЗ № 294-ФЗ и Административные регламенты соответствующих ведомств) не содержит. На практике жалоба оформляется письменно и составляется в свободной форме.

Кроме указания всей необходимой информации при составлении жалобы нужно указать конкретные факты нарушений, даты их совершения, а также действия, предпринятые в связи с этим со стороны проверяемого (например, сопутствующие обращения с какими-либо заявлениями, ходатайствами).

Также следует указать реквизиты полученных предписаний, постановлений и прочих документов, даты и обстоятельства получения этих документов.

Целесообразно составить жалобу в двух экземплярах, один оставить себе, а второй – отправить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения, или лично отнести в канцелярию контролирующего органа. При этом, во втором случае необходимо обязательно проконтролировать, чтобы жалобу зарегистрировали и поставили на втором экземпляре входящий номер.

Что делать, если срок обжалования истек?

  Для обжалования постановления нужно успеть отправить возражение в течение 10 дней со дня получения постановления. Если не успели, можно попробовать его восстановить – для этого необходимо составить письменное ходатайство и представить доказательства пропуска срока по уважительным причинам.

Уважительными причинами являются обстоятельства, которые объективно препятствовали или исключали возможность своевременной подачи жалобы – временная нетрудоспособность, содержание под стражей, командировка, форс-мажорные обстоятельства.

На практике организации восстановить пропущенные сроки довольно сложно, поскольку ни командировка руководителя, который должен был подписать обращение, ни временная нетрудоспособность штатного юриста, который должен был подготовить жалобу, не являются уважительными причинами при пропуске срока обжалования.

Восстановить пропущенный срок можно в том случае, если есть возможность представить доказательства возникновения особых обстоятельств. Например, подтвердит факт изъятия каких-либо документов сотрудниками контролирующего органа.

Если вам не ответили, то жалобу на бездействие контролирующего органа можно подать в течение трех месяцев со дня истечения установленного срока для принятия этим органом решения.

Как обжаловать в досудебном порядке?

  Административный порядок обжалования, в отличие от судебного, является более простым с точки зрения подготовки документов. Однако, одним из недостатков этого варианта является то, что жалобу рассматривает одна из сторон конфликта, то есть заинтересованная сторона.

По словам Пантюхиной, на практике такое обжалование довольно часто не приносит результата – обычно акт проверки признают недействительным только при особо грубых нарушениях, и чаще всего предприниматель просто дожидается вынесения постановления и обращается в суд.

 

Обжалование результатов проверок в досудебном порядке происходит в соответствии с главой V Административного регламента исполнения РСПН и такой же главой в регламенте исполнения РСХН.

Юридическое лицо, несогласное с “фактами, выводами или предложениями, изложенными в акте проверки” подает жалобу в территориальное управление в письменной форме. К жалобе можно приложить любые документы, свидетельствующие о нарушениях.

Предметом досудебного обжалования являются действия (либо бездействие) Управления Роспотребнадзора или его территориальных отделов.

  • Жалобу на отдел рассматривает руководитель Управления либо его заместители, жалобу на руководителя Управления рассматривает руководитель ведомства.
  • Стандартное время рассмотрения жалобы – 30 дней, но при наличии дополнительных документов, приложенных к жалобе, досудебное заявление могут рассматривать дольше.

По результатам рассмотрения досудебной жалобы ведомством могут приниматься следующие действия:

  1. Признание действий проверяющего незаконными, если они повлекли за собой нарушение прав проверяемого – в таком случае указываются способы устранения нарушений.
  2. Отмена результатов проверки, если она была проведена с грубыми нарушениями (установлены в части 2 ст. 20 ФЗ №294)
  3. Отказ, оставление жалобы без удовлетворения – если факта нарушения обнаружено не было.

 
Обжалование административных правонарушений осуществляется в соответствии с главой 30 КоАП. Жалоба для разбирательств в досудебном порядке подается в течение трех дней с момента получения постановления, для судебных – в течение десяти. Если срок истек, то по ходатайству рассматривающий жалобу может ее восстановить. Возможные варианты развития событий при обжаловании:

  1. Оставление постановления без изменения, а жалобы – без удовлетворения
  2. Изменение постановления (в лучшую сторону, т.е. штраф на сумму больше, чем до этого, на вас не наложат)
  3. Отмена постановления и прекращение производства по делу, если есть одно из обстоятельств, прописанных в статьях 2.9 (незначительное нарушение) и 24.5 КоАП (прочие обстоятельства), или если ведомство не предоставило доказательств со своей стороны
  4. Отмена постановления и возвращение дела на пересмотр судье/органу/должностному лицу, если были нарушены процессуальные требования
  5. Отмена постановления и направление дела на повторное рассмотрение, если оно было вынесено неправомочным должностным лицом

  Таким образом, по итогам жалобы в досудебном порядке действия инспектора могут признать незаконными и отменить результаты проверки, если она проводилась с грубыми нарушениями, либо в удовлетворении жалобы могут отказать, если закон не нарушался.   По словам Пантюхиной, результаты проверки можно обжаловать в вышестоящем органе – например, подавать заявление в территориальное управление, на руководителя ведомства. Делается это после проверки, если компания не хочет идти в суд, она пишет заявление по ФЗ-59 “О рассмотрении обращений граждан” и указывает, с чем не согласна. По обращению проводится еще одна проверка, если руководитель посчитает, что при первой проверке были допущены грубые нарушения, он может отменить выданный акт.   Юрист считает, что эта мера не так эффективна в сравнении с обжалованием в суде: “Я бы сразу пошла в суд – в случае с РСХН и РСПН жалобу на имя руководителя писать не обязательно, в отличие от налоговой, где нужно сначала пройти все инстанции, а потом уже подавать в суд. Чаще всего попытки оспорить – трата времени обеих сторон, если действительно грубых нарушений не было. Судя по ведомственной статистике, сами руководители довольно редко отменяют результаты проверок. Акт – документ коллегиальный, проверку проводит комиссия, предположим, из трех человек, они составляют акт на основе того, что увидели на месте. Их руководитель не может отменить сам факт обнаружения нарушений, потому что он на месте не присутствовал, однако при обнаружении особо грубых нарушений акт могут признать недействительным” – заключает Пантюхина.

Как обжаловать в судебном порядке?

Если есть подозрения, что ведомство превысило свои полномочия в ходе контрольно-надзорных мероприятий, можно обратиться в суд в течение трех месяцев. В случае с судебной жалобой на административное правонарушение – она будет рассматриваться в арбитражном суде, подавать ее нужно в соответствии со статьями 30.2-30.8 КоАП.

В суд можно обратиться с заявлением о признании незаконными решений и действий ведомства, если вы считаете, что были нарушены ваши предпринимательские права. Важно помнить, что каждое постановление обжалуется отдельно.

Например, если ведомство выносит предписание об устранении нарушений, а затем постановление о привлечении к ответственности за нарушения, например, законодательства о защите прав потребителей (в случае с Роспотребнадзором), но именно постановление о привлечении лица к ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей было обжаловано и отменено по ст. 2.

9 КоАП РФ (то есть его сочли незначительным), то предписание об устранении нарушений остается в силе и все еще требует исполнения. Получается, что акт проверки или предписание об устранении нарушений всегда должны быть обжалованы отдельно (в любом порядке, хоть судебном, хоть досудебном). Только в таком случае они становятся необязательными для выполнения.

  Наталья Пантюхина считает, что если проверяющие говорят, что они в своей правоте уверены, способ решить вопрос только один – идти в суд.

“Штраф или ограничения накладываются актом, поэтому суть иска заключается в заявлении о том, что проверка с актом были составлены незаконно, либо в том, что инспекторы превышали свои полномочия.

Таким образом, самый быстрый способ – написать возражения в акте, либо суд. Важно помнить, что суд с органами власти – перспектива минимум на полгода. По статистике число успешных исков сказать сложно, потому что многое зависит от конкретной ситуации – по ощущениям, успешна примерно половина исков” – заключает эксперт.

Источник: https://milknews.ru/longridy/prostymi-slovami/prostimi-slovami-objalovanie-proverok.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.