+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Критерии отбора для выездных налоговых проверок

Содержание

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок

Критерии отбора для выездных налоговых проверок

Провести выездную налоговую проверку (далее – ВНП) налоговики могут абсолютно в любой организации и у любого индивидуального предпринимателя. Однако дело это затратное, требующее немалого количества времени. Поэтому контролирующие органы приходят с ВНП в первую очередь к тем, чья деятельность вызывает вопросы.

Еще в 2007 году ФНС России утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок (п. 1 Приказа ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@).

В ней установлено, какие финансово-экономические показатели деятельности должны проанализировать инспекторы (исходя из имеющейся у них информации), чтобы оценить необходимость проведения ВНП у того или иного налогоплательщика.

Концепцией определены также критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.

Напомним, что период выездной налоговой проверки по общему правилу составляет 2 месяца, но может быть продлен до 4 месяцев, в а некоторых случаях – и до 6 месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Отбор налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки

Отбор организаций и ИП для проведения ВНП проводится по итогам (разд. 3 Концепции, утв. Приказом ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@):

  • анализа сумм исчисленных и уплаченных налогов. Благодаря ему налоговики могут не только проконтролировать соответствие уплаченных сумм начисленным, но и проследить динамику налоговых платежей. Нисходящий тренд начислений наверняка насторожит контролеров;
  • анализа показателей налоговой и бухгалтерской отчетности. По ней можно отследить отклонения показателей деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды, или от среднестатистических показателей, а также выявить несоответствия между сведениями, представленными плательщиком, и сведениями, имеющимися у специалистов ИФНС;
  • анализа факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

Вместе с тем, сначала налоговики берут на карандаш тех плательщиков, которые по информации налогового органа участвуют в схемах ухода от налогообложения, схемах минимизации налоговых обязательств, либо предположительно совершили налоговые правонарушения. А потом уже оценивают показатели деятельности остальных.

Критерии оценки рисков в концепции планирования выездных налоговых проверок

Концепция планирования выездных налоговых проверок включает в себя также общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.

То есть любая организация, опираясь на приведенный перечень критериев, может оценить, высока ли вероятность того, что в скором времени к ней придут с ВНП. Среди таких критериев поименованы (разд.

 4 Концепции, утв. Приказом ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@):

  • налоговая нагрузка ниже ее среднего уровня по другим аналогичным организациям (ИП) в определенной отрасли;
  • убытки в бухгалтерской или налоговой отчетности по итогам нескольких налоговых периодов. На практике инспекторы нередко просят предоставить пояснения возникновения убытков. И если доводы в пояснении будут выглядеть убедительно, ВНП может и не состояться;
  • существенные суммы налоговых вычетов в отчетности. А именно сумма вычетов по НДС, составляющая 89% или более от начисленного НДС;
  • более высокий темп роста расходов по сравнению с темпом роста доходов от реализации. Если расходы растут быстрее, чем доходы, значит, возможно, плательщик пытается уменьшить свои налоговые обязательства не совсем честным путем;
  • среднемесячная зарплата работников налогоплательщика ниже среднего уровня по соответствующему виду экономической деятельности в регионе, где он ведет деятельность. Это может свидетельствовать о выплате зарплаты в конвертах, и как следствие, о недополученном НДФЛ;
  • показатели деятельности налогоплательщика на грани соответствия предельным значениям, соблюдение которых обязательно для применения спецрежима. К примеру, по объему доходов за налоговый период при применении УСН (п. 4 ст. 346.13 НК РФ);
  • указание ИП суммы расхода, максимально близкой к сумме его дохода, полученного за календарный год;
  • заключение плательщиком договоров с перекупщиками или посредниками без разумных для этого экономических причин;
  • непредставление налогоплательщиком пояснений в ответ на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, непредставление запрашиваемых документов или предоставление им информации об их утрате (уничтожении, порче и т.п.);
  • неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах в связи с изменением места нахождения («миграция» между инспекциями);
  • заметное отклонение уровня рентабельности по данным бухучета от уровня рентабельности для соответствующей сферы деятельности по данным статистики;
  • ведение деятельности с высоким налоговым риском.

Также читайте:

  1. Срок ответа на требование налоговой

Источник: https://glavkniga.ru/situations/k503364

Критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки

Критерии отбора для выездных налоговых проверок

Ежегодно Федеральная налоговая служба Российской Федерации проводит плановые выездные проверки субъектов финансово-хозяйственной деятельности. Для рядовых граждан принципы формирования списков кандидатов на подобные мероприятия не представляют интереса.

Однако владельцам бизнеса в любых сферах предпринимательства стоит знать о том, по каким критериям отбираются физические и юридические лица в эту группу.

Рекомендуем по настоящей теме так же почитать статью нашего эксперта по вопросам, связанным с налоговыми проверками, налогового адвоката Павла Тылика «Мораторий на плановые проверки в 2018 году…», а так же посмотреть видео на эту тему. 

Ещё несколько лет назад в налоговых органах практиковалась методика тотального контроля, предполагающая отслеживание деятельности всех действующих предприятий на территории страны. По итогам прошедшего отчётного периода представители данной структуры формировали списки практически вслепую, что существенно снижало эффективность самих проверок.

Однако с недавних пор концепция была полностью переработана, и сегодня действует принцип отбора по категориям риска. Данные аспекты регламентируются приказом ФНС РФ от 22.09.2010 №ММВ-7-2*461@, где чётко описаны приоритетные признаки нарушений действующего законодательства.

Дюжина критериев, как гарант стабильности: для чего предпринимателю необходимо знать о 12 ключевых пунктах?

Казалось бы, анализ действий сотрудников ФНС не должен касаться тех, кого они собираются проверять. Но даже в самом приказе сказано, что установленные критерии общедоступны и могут применяться субъектами финансово-хозяйственной деятельности для решения имеющихся проблем и недочётов.

Таким образом, знание и глубокий анализ с последующими действиями, направленными на искоренение нарушений, являются главным способом выхода из образовавшейся группы риска.

Налоговая проверка: как налоговые органы принимают решение о её проведении?

Пункты, которые мы перечислим ниже, касаются не только конкретных сфер или направлений, но и общей организации бизнеса, взаимодействия между подразделениями, партнёрами, контрагентами и посредниками, а также, непосредственно, самой налоговой отчётности, являющейся ключевой базой для получения необходимой информации. Но это не единственный источник. Налоговый орган может использовать и другие:

  • внебюджетные фонды;
  • выписки и справки по расчётным счетам из банков;
  • сведения от правоохранительных органов и многое другое.

Собрав воедино все данные, налоговая определяет, включать или не включать субъект в список на проверку.

Н2: Отбор налогоплательщиков для выездной налоговой проверки

В этом разделе перейдём к рассмотрению самих пунктов, заявленных в приказе ФНС, разберём каждый в отдельности и попробуем предоставить доступную трактовку слов автора данного положения.

Налоговая проверка: 12 рисков, и как их избежать:

  1. Уровень налоговых отчислений ниже, чем у других предприятий, занятых в данной сфере деятельности. Если налоговый орган регулярно обнаруживает в обязательных платежах отклонение от среднестатистических показателей, это может стать причиной для внесения организации в список проверяемых.

    Данные рассчитываются на основании общей статистики по конкретному региону, отрасли и в целом.

  2. Согласно отчётности, убыточное предприятие продолжает существовать и функционировать более 2 лет.

    В случае если компания показывает отрицательный баланс и документально подтверждает лишь расходы, при этом, продолжая свою деятельность, налоговый орган может расценить это, как незаконную схему ведения бизнеса.

  3. Расходы превышают доходы на протяжении нескольких отчётных периодов.

    Компания функционирует в своей сфере деятельности, но уровень затрат на существование превышает фактический заработок.

  4. В налоговых декларациях налогоплательщик отражает значительные суммы вычетов.

    Если организация на протяжении отчётного периода превышает отметку в 89% от общей налоговой базы, списанной на НДС, такая модель поведения может вызвать подозрение у проверяющей инстанции.

  5. Сумма ежемесячной зарплаты среднестатистического работника субъекта финансово-хозяйственной деятельности отличается в меньшую сторону от общепринятых показателей.

    Допускается, что данная цифра может существенно разниться, в зависимости от региона, где функционирует компания. Поэтому статистика из Росстата берётся по конкретному населённому пункту.

  6. Доходы и расходы физических лиц-предпринимателей приблизительно равны. Если быть более точными, сумма расходов за отчётный период превышает 83% от общего показателя доходов.

    Естественно, подобные случаи могут не означать попытку обмана, но озаботиться доказательством данного факта стоит заранее. О том, как это сделать, поговорим ниже.

  7. Частое употребление специальных режимов налогообложения. Некоторые группы субъектов имеют право на применение особых форм расчёта с территориальным налоговым органом.

    Однако чрезмерное использование данного права является веским поводом для инициирования проверки со стороны соответствующей инстанции.

  8. Партнёрская деятельность без очевидной экономической выгоды. В данном случае имеется в виду взаимодействие с контрагентами, посредниками, заказчиками и прочими представителями смежных сфер деятельности без материального вознаграждения.

  9. Частая смена юридической локации предприятия. Если за отчётный период адрес предприятия несколько раз менялся с последующей перерегистрацией в других налоговых подразделениях, подобные манипуляции могут вызвать вопросы у проверяющих.
  10. Ошибки, допущенные в налоговой документации, по требованию ФНС не исправляются и никак не объясняются.

    Допустить неточность или неправильно произвести расчёты в бланках отчёта может каждый. При этом орган, проверяющий данные документы, находит некорректно указанные данные и уведомляет об этом налогоплательщика, чтобы тот исправил или пояснил причину указанных данных. При отсутствии какой-либо реакции на подобные уведомления интерес к вам возрастёт.

  11. Отсутствие целесообразности дальнейшего ведения бизнеса. Показатель рентабельности, высчитываемый из официальных документов, предоставляемых бухгалтерией, является одним из ключевых. Если он существенно отличается от среднестатистического по отрасли в масштабах страны, дополнительных объяснений перед налоговой избежать будет сложно.

  12. В деятельности компании просматриваются активные действия по налоговой оптимизации, сопряжённые с определёнными рисками. В частности, манипуляции, направленные на минимизацию налоговых вычетов, могут привести к финансовым потерям в дальнейшем. Подобные поступки могут быть мотивированными, если руководство использует незаконные методы ведения бизнеса.

Как видим, проверяющие оценивают практически все аспекты деятельности, не упуская из-вида даже мелких деталей. Однако если ваше предприятие не имеет недочётов, описанных выше, это не гарантирует отсутствия его в следующем списке проверяемых. Любые сомнительные контакты, пробелы в информации о партнёрах, с которыми вы имеете дело, тоже могут стать причиной попадания в поле зрения налоговиков.

Налоговая проверка: уверенность в завтрашнем дне только с бухгалтерским центром!

Уследить за всеми процессами в документообороте довольно сложно. Особенно, если вы не являетесь профильным специалистом. Грамотно организованная бухгалтерия во главе с экспертом позволит минимизировать ущерб от сотрудничества с проблемными партнёрами и посредниками. Таковых определяют следующие факторы:

  • отсутствие чётко прописанных лиц, ответственных за совместные мероприятия (купля-продажа товаров, подписание сделок и договоров, переговоры и т.д.);
  • партнёр не ведёт публичной деятельности и не рекламирует свои услуги, в результате чего информация о нём в открытых источниках отсутствует;
  • нет данных об обязательной государственной регистрации, юридическом адресе и фактическом местонахождении мощностей контрагента.

Если подобные факты были замечены бухгалтерским отделом, необходимо удалить любые сведения о сотрудничестве с подобными лицами, так как, в противном случае, налоговый орган может счесть взаимодействие с ненадёжными контрагентами за попытку обмана государства.

Критерии оценки рисков в концепции планирования выездных налоговых проверок: что делать, если вы попали в список?

Ранее мы указывали, что далеко не каждый субъект, имеющий в своём «послужном списке» один или несколько недочётов из вышеприведённого перечня, является нарушителем или действует вразрез законодательству. Обстоятельства могут складываться самым разным образом, и перестраховаться от негативных моментов на 100% не удастся даже самым осторожным владельцам бизнеса.

Но и бездействовать в данной ситуации не стоит. Обнаружив огрехи в налоговой отчётности, необходимо устранить их в кратчайшие сроки, после чего направить в налоговый территориальный орган уточнённую декларацию с подробными выкладками по образовавшимся вопросам.

Кроме того, стоит сформулировать разъяснительное письмо, в котором будут описаны все мероприятия, направленные на искоренение факторов риска. Если предприятие уже внесено

в список на проверку, ФНС вынуждено будет провести камеральные мероприятия в рамках своей структуры. На данном этапе анализируются лишь данные, находящиеся в свободном доступе. Орган не имеет права требовать никаких дополнительных документов от проверяемого.

Если же ваших усилий для налоговой будет недостаточно, и она сохранит намерения провести выездные мероприятия, для них уже потребуется соответствующее разрешение от центрального органа. Чтобы его получить, придётся разъяснить свои действия и мотивировать их, подтвердив основания документально.

Источник: https://nalog-blog.ru/nalog-plan/kriterii-otbora-nalogoplatelshhikov-dlya-provedeniya-vyezdnoj-nalogovoj-proverki/

12 критериев для выездной налоговой проверки

Критерии отбора для выездных налоговых проверок

Если для налоговой проверки есть веские основания, инспекторы не будут выжидать «положенные» 3 года после создания компании. Придут, проверят, а при наличии нарушений — доначислят и оштрафуют.

В течение года проверить могут дважды, но в рамках одного налога — только один раз. Сегодня речь пойдет о том, кто попадает в поле зрения ИФНС и берется «в разработку» для проведения ВНП.

Для этого существуют определенные критерии.

Налоговая нагрузка

Налоговая нагрузка является очень важным показателем — чем она больше, тем большую часть своего дохода бизнесмен отдает в виде налогов. Рассчитывается налоговая нагрузка по формуле:

Сумма налогов / Выручка * 100%

Обратите внимание! НДФЛ, который работодатель оплачивает за работников, включается в расчет суммы налогов, а страховые взносы — нет.

Для каждой отрасли рассчитывается собственный уровень налоговой нагрузки. Если у бизнесмена этот уровень ниже среднего по отрасли, то его шансы попасть в план проверок увеличиваются.

Например, в сфере общепита уровень налоговой нагрузки — 9,5%. Допустим, бизнесмен заработал на своем кафе в год 10 млн рублей и из них уплатил в виде налогов 600 тыс. рублей.

Уровень налоговой нагрузки составит 600 000 / 10 000 000 * 100% = 6%, что ниже, чем в среднем по отрасли.

Это не значит, что бизнесмен автоматически попадет в план проверок, но вероятность такого развития событий возрастет.

Убытки

Постоянные убытки в течение двух и более лет подряд могут вызвать у налоговых инспекторов подозрение. Не создаются ли они искусственно с целью не платить налоги? Это может стать дополнительным камушком на весах в пользу налоговой проверки.

Низкий уровень заработной платы

Росстат ведет статистику среднего уровня заработной платы по видам экономической деятельности в каждом регионе. Если бизнесмен платит своим сотрудникам меньше, в налоговой могут посчитать:

  • что зарплата платится в конверте;
  • что сотрудники работают без оформления.

Нарушения налицо. Во-первых, ущемляются права трудящихся в компании лиц. Во-вторых, не полностью уплачивается НДФЛ и страховые взносы.

Отсутствие реакции на запросы

Когда налоговый орган направляет компании или предпринимателю требование представить пояснения, на ответ отводится 5 дней. Если это требование проигнорировать или пояснить ситуацию не полностью, не предоставить необходимые документы, не объяснить несостыковки и так далее, можно стать кандидатом на налоговую проверку.

Мигрирующая компания

В данном случае под миграцией понимается переход из одной ИФНС в другую связи со сменой адреса. В целом в этом нет ничего страшного — это может быть обусловлено вполне объективными причинами. Однако если бизнес мигрирует периодически, то это может заставить налоговиков задуматься — не пытается ли он таким образом уйти из поля зрения старой ИФНС.

Аффилированные посредники

Само по себе ведение бизнеса с привлечением посредников не является нарушением. Но если их слишком много и/или они взаимозависимы, это может вызвать подозрение инспекторов.

Такая же реакция будет и на крупные сделки со вновь организованными фирмами.

ФНС всеми силами старается бороться с однодневками, которые используются в налоговых схемах и при обналичивании денежных средств.

Взаимодействие с ненадежными контрагентами

В список кандидатов на выездную проверку можно угодить не только за собственные прегрешения, но и за то, что бизнесмен оказался в плохой компании. Ведь выбирая контрагентов, он должен проявлять осмотрительность.

Если среди партнеров фигурируют однодневки, ФНС может заподозрить фирму в желании получить необоснованную налоговую выгоду.

Либо обвинить как минимум в том, что руководство не предприняло должных мер безопасности и не провело проверку контрагента.

Такая проверка подразумевает запрос учредительных документов, подтверждение полномочий и личности директора, проверку информации о компании в открытых источниках, а также получение данных из Реестра юридических лиц или ИП. Рекомендуем прочитать подробную статью о том, как оценить надежность партнера и отвести от себя подозрения налоговиков.

Контрагенты-однодневки опасны тем, что могут не уплатить НДС, который вы заявляете к вычету. Если есть подозрение, что кто-то из контрагентов мог поступить столь недобросовестно, рекомендуется исключить предъявленные ему суммы НДС из вычетов. А если такие вычеты уже заявлены, восстановить налог и подать уточненную декларацию.

Пограничные показатели у спецрежимников

Для применения специальных налоговых режимов в Налоговом кодексе установлены определенные предельные показатели. Как только они будут превышены, применять налоговый режим будет запрещено.

Например, для УСН установлены такие значения:

  • объем годового дохода должен быть не более 150 млн рублей;
  • остаточная стоимость основных средств — также не более 150 млн рублей;
  • доля организаций в Уставном капитале — не более ¼;
  • количество работников — не более 150 человек.

Если в течение года, например, годовой доход приближается к указанной сумме, а потом «откатывает» назад, это может вызвать подозрение. Не занижается ли доход для того, чтобы и дальше можно было применять УСН? То же самое касается и остальных предельных значений.

Превышена безопасная доля вычета НДС

Если субъект бизнеса применяет общий режим налогообложенияи вычитает НДС, ему нужно следить за безопасной долей вычета. Есть федеральный пороговый размер этот значения — на сегоднящний день он составляет 89%. Также этот показатель рассчитывается ежеквартально по каждому региону — инспекция будет ориентироваться именно на него.

Низкий уровень рентабельности

Рентабельность — это показатель эффективности использования ресурсов. Рентабельность продаж рассчитывается по формуле:

Прибыль от реализации / Себестоимость * 100%

Рентабельность активов рассчитывается так:

Прибыль / Активы * 100%

Для примера рассчитаем рентабельность продаж. Пусть владелец кафе получил по итогам года прибыль в размере 600 тыс. рублей, а себестоимость его продукции составила 7 млн рублей. Рентабельность продаж составит:

600 000 / 7 000 000 * 100% = 8,57%

По окончании каждого года ФНС рассчитывает рентабельность каждой сферы деятельности. В общепите она составляет 7%. Получается, что бизнесмен из примера по рентабельности продаж выше эталонного уровня. Это значит, что по этому показателю он находится вне зоны риска.

Рост расходов превышает рост доходов

Расходами считаются затраты бизнеса, которые уменьшают налоговую базу. Если они растут быстрее, чем доходы, то это повод для подозрений. Может быть, дело в конъюнктуре рынка, которая сложилась на данный момент, или в не очень эффективном управлении. Но не исключено, что бизнесмен завышает свои расходы или же скрывает доходы, чтобы платить меньше налогов.

Расходы предпринимателя приближаются к его доходам

ИП на основном налоговом режиме уплачивает НДФЛ с собственных доходов, уменьшенных на размер налоговых вычетов — подтвержденных документально расходов. Если расходы приближаются к доходам, то и налог платить не с чего. Поэтому при очень больших расходах может возникнуть подозрение в том, что они завышаются искусственно.

Считается, что безопасная доля вычетов ИП составляет 83%. Если в течение двух лет расходы предпринимателя составляют более 83% от доходов, то это может стать поводом для подозрений и назначения ВНП.

Важное заключение

Отбор кандидатов на выездную проверку — сложный многоступенчатый процесс, осуществляемый с применением специальных аналитических систем.

Если по какому-то критерию вы попали в поле зрения ИФНС, это не значит, что завтра к вам постучат инспекторы.

Решение о включении в план ВНП принимается с учетом суммы налогового нарушения, наличия доказательств, а также возможности взыскать недоимку.

Указанные выше критерии даны в большей степени для самоконтроля. Компаниям и предпринимателям рекомендуется периодически проверять свои показатели и своевременно устранять риски.

Источник: http://KonturSverka.ru/stati/12-kriteriev-dlya-vyezdnoj-nalogovoj-proverki

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.