+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Ответственность СРО

Содержание

Ответственность в строительстве

Ответственность СРО

До 1 января 2010 года все виды работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, могли осуществлять организации, которые имели строительную лицензию или свидетельство о допуске.

Отныне же строительные организации вправе осуществлять такие работы только после вступления в саморегулируемую организацию и получения свидетельства о допуске. Одна из целей создания СРО в строительстве — формирование эффективного механизма ответственности участников строительной области.

Насколько эффективен задуманный механизм и какие риски несут участники строительной отрасли в связи с его введением?

Способы обеспечения ответственности СРО

Деятельность СРО в строительстве регулируется Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и ГрК РФ. Действующее законодательство предусматривает два способа обеспечения имущественной ответственности членов СРО перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами:

  • формирование компенсационного фонда;
  • создание системы личного и (или) коллективного страхования.

Формирование компенсационного фонда является обязательным условием для некоммерческого партнерства, стремящегося получить статус СРО в строительстве. Систему личного и (или) коллективного страхования членов СРО можно и не создавать, но в этом случае размер взноса в компенсационный фонд СРО в строительстве составит 1 млн рублей.

В случае если взнос в компенсационный фонд установлен в размере 300 тыс.

рублей, СРО в строительстве обязана установить требование по страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В настоящий момент все зарегистрированные СРО в строительстве устанавливают взнос в компенсационный фонд в размере 300 тыс.

рублей и обязывают своих членов страховать их гражданскую ответственность, однако это делается не в целях более эффективного обеспечения имущественной ответственности участников строительной отрасли, а в целях снижения денежных затрат при вступлении в члены СРО и привлечения большего количества членов.

При создании первых СРО в строительстве размер страховой суммы составлял 700 тыс. рублей, но впоследствии многие СРО увеличили размер страховой суммы, дифференцировав ее в зависимости от количества видов работ, к которым членом СРО получено свидетельство о допуске, от объема строительно-монтажных работ члена СРО или его выручки за прошлые годы.

Такая дифференциация представляется вполне оправданной, но вызывает определенные сомнения в ее правомерности, так как явно нарушается принцип равноправия членов СРО.

Указанное нарушение заключается в том, что все члены СРО имеют равные права, однако их обязанности различаются, в частности члены многих СРО обязаны страховать свою гражданскую ответственность на разные страховые суммы в зависимости от вышеперечисленных факторов.

Таким образом, сегодня СРО в строительстве используют оба способа обеспечения имущественной ответственности своих членов – формирование компенсационного фонда и страхование гражданской ответственности.

Субсидиарная ответственность

В соответствии с ч. 3 ст.

60 ГрК РФ возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, осуществляется лицом, выполнившим такие работы, при этом указанный вред возмещается за счет средств, полученных по договору страхования, и за счет средств лица, выполнившего такие работы.

СРО несет субсидиарную ответственность за причинение указанного вреда в отношении лица, которое на момент выполнения таких работ имело свидетельство о допуске, выданное этой СРО. Субсидиарная ответственность СРО ограничивается в пределах средств компенсационного фонда. При этом субсидиарная ответственность СРО наступает только при наличии следующих условий:

  • для возмещения указанного вреда недостаточно средств, полученных по договору страхования ответственности;
  • лицо, выполнившее работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, отказалось удовлетворить требование о возмещении вреда либо заказчик или третье лицо не получили от него в разумный срок ответ на предъявленное требование о возмещении вреда.

Учитывая реалии российской строительной отрасли нельзя отрицать, что вероятна ситуация, при которой у члена СРО, недостатки работ которого привели к причинению вреда, просто не хватит денежных средств для возмещения такого вреда или член СРО не захочет возмещать такой вред, а страховая сумма по договору страхования гражданской ответственности не покроет размер причиненного вреда. Также можно спрогнозировать ситуацию, когда строительная организация — член СРО заявит о своем банкротстве до выплаты возмещения за причиненный вред. К этому строительную организацию могут подтолкнуть следующие обстоятельства:

  • нежелание собственников строительной организации возмещать причиненный вред;
  • «ненадежная» деловая репутация, которую заработает себе строительная организация вследствие причиненного вреда;
  • возможное исключение из членов СРО и как следствие такого исключения лишение возможности осуществлять строительную деятельность.

Итак, возникновение субсидиарной ответственности СРО в строительстве за причинение вреда ее членами вполне реально. В случае возникновения вышеописанных ситуаций и проявляются самые интересные особенности механизма ответственности СРО и ее членов.

СРО в строительстве для возмещения вреда придется использовать средства компенсационного фонда. Более того, в cоответствии с ч.5 ст.55.

16 ГрК РФ в случае осуществления выплат из средств компенсационного фонда СРО при причинении вреда член СРО или ее бывший член, по вине которого был причинен вред, а также иные члены СРО должны внести взносы в компенсационный фонд в целях увеличения размера такого фонда до размера, установленного уставом СРО, но не ниже определяемого в соответствии с Кодексом минимального размера компенсационного фонда в срок не более чем два месяца со дня осуществления указанных выплат.

Получается, члены СРО обязаны возместить вред, который был причинен не по их вине, и возникновение такого риска невозможно полностью исключить.

Как снизить риски?

Однако существуют законодательно установленные способы минимизации указанного риска. В частности, ГрК РФ:

  • устанавливает минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (требования к количеству работников кандидата в члены СРО, их образованию и стажу, к периодичности повышения квалификации работниками кандидата в члены СРО);
  • дает СРО в строительстве право устанавливать дополнительные требования (например, требования к необходимому имуществу, требования к предварительной проверке квалификации работников кандидата в члены СРО и иные) или ужесточать требования, установленные ГрК РФ.

Большинство СРО в строительстве сегодня не пользуются указанным правом, а выдают свидетельства о допуске на основании минимально необходимых требований, установленных ГрК РФ, хотя ужесточением указанных требований СРО в строительстве могли бы снизить вероятность наступления риска причинения вреда своими членами, а также собственный риск возникновения субсидиарной ответственности в связи с причинением вреда членами СРО.

Хотелось бы отметить, что в ГрК РФ имеются положения, которые не только не уменьшают, но даже увеличивают риск возникновения субсидиарной ответственности СРО в связи с причинением вреда ее членами.

Так, Кодекс устанавливает перечень документов, которые подает организация для приема в члены СРО. Указанных документов явно не хватает для полной и адекватной оценки кандидата в члены СРО в строительстве.

Цель законодателей в данном случае понятна – снизить административные и коррупционные барьеры для вступления в СРО и получения свидетельства о допуске к работам, но в данном случае необходимо стоять на страже интересов не только кандидатов в члены СРО, но и действующих членов и самой СРО в строительстве. К тому же многие СРО в строительстве самостоятельно устанавливают более широкий перечень документов для приема в свои члены, но это прямо противоречит ГрК РФ.

Также в отношении регулирования деятельности СРО в строительстве в ГрК РФ имеется серьезный пробел, касающийся недавно созданных организаций и влияющий на вероятность появления вышеуказанного риска у СРО и ее членов.

Действующее законодательство никоим образом не разграничивает в плане вступления в СРО вновь созданные организации и строительные организации, имеющие историю и опыт работы в строительной отрасли, хотя вполне очевидно, что, принимая недавно созданные организации в свои члены, СРО в строительстве рискует гораздо больше, так как в случае причинения такими организациями вреда, недавно созданная организация скорее всего не будет иметь средств для возмещения такого вреда и, возможно, заявит о своем банкротстве. С другой стороны, отказ в приеме в члены СРО недавно созданных компаний приведет к невозможности появления новых «игроков» в строительной отрасли, что непременно скажется на конкуренции в строительной отрасли и ее дальнейшем развитии.

Подведем итог: в отношении деятельности СРО в строительстве ГрК РФ необходимо дорабатывать и изменять в соответствии с действующими реалиями и интересами всех участников строительной отрасли.

Следует расширить список документов, необходимых для приема в члены СРО, установить дополнительные способы обеспечения имущественной ответственности недавно созданных организаций, желающих вступить в СРО и получить свидетельство о допуске к работам (например, ужесточить требования по страхованию гражданской ответственности для таких организаций).

Все вышеописанные предложения требуют серьезной проработки и согласования на уровне не только государственных органов, но и участников строительной отрасли, включая СРО в строительстве.

Однако даже сейчас действующее законодательство позволяет создать вполне работоспособный механизм контроля за деятельностью членов СРО и квалификацией их сотрудников.

Именно с помощью такого механизма СРО в строительстве могут самостоятельно минимизировать риск возникновения субсидиарной ответственности за вред, причиненный ее членом.

Сейчас для СРО в строительстве главное — стремиться не только к увеличению количества своих членов, но и к созданию и совершенствованию данного механизма.

Сергей Аржанкин,

старший юрист ООО «Гусев и К Право»

оригинал статьи

Источник: https://www.reestr-sro.ru/articles/otvetstvennost-v-stroitelstve/

Как определяется уровень ответственности СРО

Ответственность СРО

23 апр. 2018

23 апр. 2018

Деятельность любой СРО предусматривает несколько уровней и видов ответственности. При этом она может быть связана как с саморегулируемой организацией в целом, так и с отдельным ее участником.

Финансовая ответственность членов СРО

Одним из требований, соблюдение которого необходимо при создании саморегулируемой организации, выступает формирование двух компенсационных фондов, напоминающих страховые. Средства, собранные таким образом, могут быть направлены на:

  • погашение ущерба, нанесенного третьим лицам деятельностью одного из участников СРО;
  • обеспечение выполнения обязательств по заключенному членом саморегулируемой организации контракту, направленному на реализацию конкурентной закупки.

Второй вид компенсационного фонда формально считается добровольным, однако, его создание становится обязательным мероприятием в том случае, если количество членов СРО, планирующих участвовать в конкурентных закупках, превысит три десятка. Очевидно, что сегодня такому требованию соответствуют практически все серьезные саморегулируемые организации, тем более после прошедшего сокращения их числа, вызванного введением регионального принципа участия.

Уровни финансовой ответственности СРО строителей

Деятельность любой саморегулируемой организации в сфере строительства предусматривает создание двух компенсационных фондов. Основной целью их формирования выступает своеобразное страхование ответственности строительных компаний и ИП, которые являются членами СРО.

Взносы в компенсационный фонд возмещения вреда (КФ ВВ)

Действующее законодательство, регулирующее деятельность строительных СРО, прежде всего, №372-ФЗ, который начал действовать со второй половины 2017 года, предусматривает зависимость размера выплат в компенсационные фонды от такого параметра, как уровень ответственности члена СРО. Естественно, речь в подобной ситуации идет об обоих формируемых фондах, но в первую очередь – о КФ ВВ, который является обязательным. На начало 2018 года установлены следующая величина платежей и градация уровней ответственности для членов СРО строителей:

  • первый уровень ответственности СРО предполагает работу подрядной компании или ИП по договорам, сумма каждого из которых не превышает 60 млн. рублей. При этом размер взноса в КФ ВВ составляет 100 тыс. рублей;
  • далее предусмотрены уровни ответственности членов СРО со второго по пятый, для которых установлены следующие размеры выполняемых подрядных договоров в рублях соответственно: до 500 млн., до 3 млрд., до 10 млрд. и свыше 10 млрд. без верхнего ограничения;
  • при определении размера взноса в КФ ВВ действует простое правило: чем выше уровень ответственности, тем больше величина платежа. Она составляет для уровней со второго по пятый, соответственно: 500 тыс., 1,5 млн., 2 млн. и 5 млн. рублей.

Указанные выше цифры выплат в КФ ВВ, установленные №372-ФЗ, являются минимальными. Каждая саморегулируемая организация может установить величину взноса самостоятельно, однако, он не может быть изменен только в большую сторону.

Взносы в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО)

Создание этого вида компенсационного фонда для строительной СРО необходимо в том случае, если ее участники планируют подавать заявки на закупочные процедуры, осуществляемые на конкурентной основе.

Для КФ ОДО также предусмотрено пять уровней ответственности с градацией по величине выполняемого подрядного договора, полностью аналогичной описанной выше.

При этом величина взноса в этот вид компенсационного фонда составляет:

  • 200 тыс. руб. – для первого уровня ответственности члена СРО строителей;
  • 2,5 млн. руб. – для второго;
  • 4,5 млн. руб. – для третьего;
  • 7 млн. руб. – для четвертого;
  • 25 млн. руб. – для последнего, то есть пятого, уровня ответственности участника СРО.

Уровни финансовой ответственности СРО проектировщиков и изыскателей

Практически все сказанное выше в отношении саморегулируемых организаций строителей относится к СРО, объединяющих компании и ИП, занимающиеся проектированием.

Естественно, при определении количества уровней ответственности СРО проектировщиков и величины выплат в компенсационные фонды был учтен тот факт, что объемы реализации данных участников строительного рынка существенно ниже, чем у подрядных организаций.

Для СРО изыскателей установлены те же уровни ответственности и размеры взносов в КФ, что и для СРО проектировщиков.

Взносы в КФ ВВ для СРО проектировщиков

Принцип определения уровня ответственности для проектных организаций, которые являются участником соответствующего СРО, аналогичен описанному выше для СРО строителей. В настоящее время предусмотрена следующая градация:

  • первый уровень ответственности СРО проектировщиков подразумевает работу по одному договору на сумму, не превышающую 25 млн. рублей. Величина платежа в КФ ВВ при этом составляет 50 тыс. рублей.;
  • второй уровень предусматривает возможность заключения договора на сумму до 50 млн. рублей. Взнос в подобной ситуации увеличивается до 150 тыс. рублей;
  • третий и четвертый уровни ответственности СРО проектировщиков предполагают работы по договору на сумму, соответственно, до 300 млн. и свыше 300 млн. рублей. Платеж в КФ ВВ равняется в этом случае 0,5 млн. и 1 млн. рублей.

Взносы в КФ ОДО для СРО проектировщиков

При формировании КФ ОДО используется тоже разделение на уровни ответственности, что и при создании КФ ВВ. При этом величина взносов составляет для уровней с первого по четвертый соответственно:

  • 150 тыс. руб.;
  • 350 тыс. руб.;
  • 2,5 млн. руб.;
  • 3,5 млн. руб.

Другие виды ответственности СРО

Помимо финансовой ответственности участников строительной СРО, связанной с возмещением ущерба, нанесенного третьим лицам, или с обеспечением взятых на себя контрактных обязательств по осуществлению государственных закупок, деятельность СРО в сфере строительства предусматривает и другие виды ответственности, в частности административную и дисциплинарную.

Административная ответственность

Данный вид ответственности СРО не подразделяется на уровни и связан, прежде всего, с выполнением требований №113-ФЗ.

Этот Федеральный закон устанавливает правила по раскрытию информации о деятельности саморегулируемых организаций.

Важным моментом указанного нормативного акта выступает наличие нескольких видов штрафных санкций, которые могут применяться как к должностному лицу СРО, так и организации в целом.

В первом случае величина наказания колеблется от 3-5 тыс. до 30-50 тыс. рублей, в зависимости от вида нарушения. При вынесении санкций СРО как юридическому лицу штрафы намного серьезнее и составляют от 10 тыс. до 200 тыс. рублей.

К числу наиболее жестких требований можно отнести обязательное создание сайта. Это необходимо сделать любой СРО, вступление в которую является обязательным. Именно за нарушение данного требования предусмотрена наиболее строгая мера административного воздействия в виде штрафа на сумму до 200 тыс. рублей на СРО в целом и до 50 тыс. рублей на виновное должностное лицо.

Дисциплинарная ответственность

Одной из основных целей работы саморегулируемых организаций в строительстве выступает осуществление контроля над деятельностью членов СРО.

Естественно, при нарушении каких-либо правил профессионального объединения или требований федерального законодательства предусматривается дисциплинарная ответственность участников СРО.

№315-ФЗ предусматривает в подобной ситуации следующие виды возможных наказаний:

  • предписание об устранении обнаруженных нарушений. Выдается ответственным работником СРО. При этом обязательно следует указать сроки, отведенные на исправление ситуации;
  • предупреждение;
  • штрафы и другие санкции, предусмотренные внутренними правилами СРО;
  • исключение участника из саморегулируемой организации.

Последняя мера является наиболее жестким видом дисциплинарной ответственности. Она может быть принята в том случае, если предусмотрена действующим в саморегулируемой организации внутренним распорядком и правилами. Обычно подобное решение принимается специально созданной дисциплинарной комиссией, причем за него должно проать не менее 75% процентов ее членов.

Источник: https://etalon-garant.ru/blog/kak-opredelyaetsya-uroven-otvetstvennosti-sro/

Правовые основы деятельности саморегулируемых организаций

Ответственность СРО

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Ответственность саморегулируемыхорганизаций выражается через реализациюответственности участников некоммерческойорганизации.

С приобретением статуса СРОмеханизм ответственности участниковнекоммерческой организации не меняется.

Следовательно, ответственностьчленов СРО должна реализовываться поправилам ответственности, предусмотреннымдействующим законодательством вотношении некоммерческих организаций.

Действующим законодательствомРФ предусмотрено многообразиеорганизационно-правовых форм некоммерческихорганизаций, однако в большинстве своемони имеют одну общую черту – некоммерческаяорганизация не отвечает по обязательствамсвоих участников (членов) (глава 2Федерального закона от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Например, некоммерческоепартнерство не отвечает по обязательствамсвоих членов (ч. 1 ст. 7 Федеральногозакона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «Онекоммерческих организациях»). Всоответствии со ст.

313 ГК РФ исполнениеобязательства может быть возложенодолжником на третье лицо, если из закона,иных правовых актов, условий обязательстваили его существа не вытекает обязанностьдолжника исполнить обязательстволично.

Таким образом, член СРО, причиниввред кому-либо произведенными имтоварами, несет за такой вред ответственностьсамостоятельно, так как законом непредусмотрена возможность некоммерческогопартнерства отвечать по обязательствамсвоих членов.

В соответствии с п. 1 ст. 56 ГК РФи п. 3 ст. 23 ГК РФ будь то юридическое лицоили индивидуальный предприниматель -члены СРО отвечают по обязательствамвсем принадлежащим им имуществом.

Но напомним, что СРО – есть особыйстатус некоммерческой организации. Иесли бы член СРО отвечал исключительносвоим имуществом по всем своимобязательствам, не было бы тогда смыслав самом создании СРО вообще.

Поэтомуодной из целей создания СРО, а такжевступления в члены в СРО, являетсяснижение риска уменьшения имущественнойсферы члена СРО в случае наступленияего имущественной ответственностиперед потребителями за произведенныеим товары.

В целях обеспечения дополнительнойимущественной ответственности своихчленов перед потребителями произведенныхими товаров (работ, услуг) и иными лицамиСРО создаются системы личного и (или)коллективного страхования, а такжеформируется компенсационный фонд.

Такимобразом, член СРО несет ответственностьперед потребителями произведенных имтоваров (работ, услуг) и иными лицами нетолько своим имуществом, ответственностьчлена СРО обеспечивается системойстрахования и выплатами из формируемоговсеми членами компенсационного фонда.

Необходимо отметить, что размер выплатиз компенсационного фонда определяетсяобщим собранием членов СРО.

Федеральный закон №315-ФЗустанавливает лишь одно обязательноетребование к страхованию ответственностичленов СРО перед потребителями товаров(работ, услуг) – минимальный размерстраховой суммы по договору страхованияответственности членов СРО (тридцатьтысяч рублей в год). В соответствии с п.1 ст. 947 Гражданского кодекса РФ страховойсуммой признается сумма, в пределахкоторой страховщик обязуется выплатитьстраховое возмещение по договоруимущественного страхования или которуюон обязуется выплатить по договоруличного страхования.

Таким образом, закрепление вФедеральном законе от 1декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемыхорганизациях» функций, правСРО и ответственности его членов призванозащитить основные интересы граждан прииспользовании услуг, предоставляемыхпредставителями СРО.

1.4Органы управления саморегулируемыхорганизаций

В соответствие со ст.5 ФедеральногоЗакона «О саморегулируемых организациях»органами управлениясаморегулируемой организации являются:

Общее собрание членовсаморегулируемой организации;

Постоянно действующий коллегиальныйорган управления саморегулируемойорганизации;

Исполнительный орган саморегулируемойорганизации.

Рассмотрим их более подробно.

Общее собрание членовсаморегулируемой организации.

Общее собрание членовсаморегулируемой организации являетсявысшим органом управления саморегулируемойорганизации, полномочным рассматриватьотнесенные к его компетенции вопросыдеятельности саморегулируемойорганизации.

Общее собрание членовсаморегулируемой организации созываетсяс периодичностью и в порядке, которыеустановлены уставом саморегулируемойорганизации.

К исключительной компетенцииобщего собрания членов саморегулируемойорганизации относятся следующие вопросы:

– утверждение устава некоммерческойорганизации, внесение в него изменений;

– избрание членов постояннодействующего коллегиального органауправления саморегулируемой организации,досрочное прекращение полномочийуказанного органа или досрочноепрекращение полномочий отдельных егочленов;

– назначение на должность лица,осуществляющего функции единоличногоисполнительного органа саморегулируемойорганизации, досрочное освобождениетакого лица от должности;

– утверждение мер дисциплинарноговоздействия, порядка и оснований ихприменения, порядка рассмотрения дело нарушении членами саморегулируемойорганизации требований стандартов иправил саморегулируемой организации;

– определение приоритетныхнаправлений деятельности саморегулируемойорганизации, принципов формирования ииспользования ее имущества;

– утверждение отчета постояннодействующего коллегиального органауправления саморегулируемой организациии исполнительного органа саморегулируемойорганизации;

– утверждение сметы саморегулируемойорганизации, внесение в нее изменений,утверждение годовой бухгалтерскойотчетности саморегулируемой организации;

– принятие решения о добровольномисключении сведений о саморегулируемойорганизации из государственного реестрасаморегулируемых организаций;

– принятие решения о реорганизацииили ликвидации некоммерческой организации,назначение ликвидатора или ликвидационнойкомиссии;

2. Постоянно действующийколлегиальный орган управлениясаморегулируемой организации.

Постоянно действующий коллегиальныйорган управления саморегулируемойорганизации формируется из числафизических лиц – членов саморегулируемойорганизации и (или) представителейюридических лиц – членов саморегулируемойорганизации, а также независимых членов(лиц, которые не связаны трудовымиотношениями с саморегулируемойорганизацией, ее членами).

Каждый член постоянно действующегоколлегиального органа управлениясаморегулируемой организации приании имеет один голос.

Саморегулируемая организациясамостоятельно определяет количественныйсостав постоянно действующегоколлегиального органа управления,порядок и условия его формирования,деятельности, принятия им решений.

К компетенции постояннодействующего коллегиального органауправления саморегулируемой организацииотносятся следующие вопросы:

– утверждение стандартов и правилсаморегулируемой организации, внесениев них изменений;

– создание специализированныхорганов саморегулируемой организации,утверждение положений о них и правилосуществления ими деятельности;

– представление общему собраниючленов саморегулируемой организациикандидата либо кандидатов для назначенияна должность исполнительного органасаморегулируемой организации;

– принятие решения о вступлениив члены саморегулируемой организацииили об исключении из членов саморегулируемойорганизации по основаниям, предусмотреннымуставом саморегулируемой организации.

3. Исполнительный органсаморегулируемой организации.

К компетенции исполнительногооргана саморегулируемой организацииотносятся любые вопросы хозяйственнойи иной деятельности саморегулируемойорганизации, не относящиеся к компетенцииобщего собрания членов саморегулируемойорганизации и ее постоянно действующегоколлегиального органа управления.

4. Специализированныеорганы саморегулируемой организации

К специализированным органамсаморегулируемой организации, которыев обязательном порядке создаютсяпостоянно действующим коллегиальныморганом управления саморегулируемойорганизации, относятся:

– орган, осуществляющий контрольза соблюдением членами саморегулируемойорганизации требований стандартов иправил саморегулируемой организации;

– орган по рассмотрению дел оприменении в отношении членовсаморегулируемой организации мердисциплинарного воздействия.

Помимо перечисленных в Федеральномзаконе специализированныхорганов саморегулируемой организации,решениями постоянно действующегоколлегиального органа управлениясаморегулируемой организации можетбыть предусмотрено создание на временнойили постоянной основе иных специализированныхорганов, действующих на основаниисоответствующего положения, утвержденногопостоянно действующим коллегиальныморганом управления саморегулируемойорганизации.

Специализированные органысаморегулируемой организации осуществляютсвои функции самостоятельно.

Таким образом, законодательноопределена система органов управлениясаморегулируемых организаций.

Каждаяиз некоммерческих организаций, получившаястатус СРО, должна перестроить своюструктуру в соответствие с требованиями,предъявляемым Федеральным законодательством.

Предполагается, что данная структураорганов управления позволит наиболееэффективно организовать исполнениефункций СРО, и защитить, с одной стороны,интересы членов СРО, а с другой, интересыюридических и физических лиц, пользующихсяих услугами.

В заключении главы хотелось быотметить, что основная концепция введенияинститута саморегулирования в РФ – этопередача государством саморегулируемыморганизациям контролирующих функцийнад исполнением субъектами отраслиспециальных требований законодательства,регулирующих данный вид деятельности.Основанием передачи контролирующихфункций государством саморегулируемыморганизациям является наличие публичнойсоставляющей в деятельности субъектовданного вида деятельности.

2 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗЛИЧНЫХТИПОВ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Источник: https://works.doklad.ru/view/N6_mMbjG3tY/3.html

Каковы уровни ответственности СРО?

Ответственность СРО

Для чего выделяются уровни ответственности СРО – 2018 – 2019

Первый уровень ответственности члена СРО в строительстве

Таблица уровней ответственности СРО – 2018 – 2019

Для чего выделяются уровни ответственности СРО – 2018 – 2019

Дифференциация уровней ответственности членов саморегулируемой организации (далее — СРО) регламентирована Градостроительным кодексом РФ (далее — ГрК РФ), и более подробно о них мы поговорим далее.

Сначала рассмотрим основания наступления ответственности СРО по ГрК РФ, к которым относятся следующие обстоятельства:

  • нанесение вреда жизни и здоровью граждан, имуществу граждан и юрлиц при проведении проектировочных и изыскательских работ, зонировании и планировке территорий (ст. 59 ГрК РФ);
  • нанесение вреда вследствие гибели или повреждения объекта капстроительства, нарушения требований безопасности при возведении такого объекта, несоблюдения предписаний по обеспечению безопасной эксплуатации готового капобъекта (ст. 60 ГрК РФ);
  • нанесение ущерба вследствие невыполнения или несоответствующего выполнения членом СРО обязательств по договору подряда на реализацию изыскательских работ, подготовку проектных документов, договору строит. подряда, заключенному посредством применения способов, предусмотренных законодательством РФ о закупках (ст. 60.1 ГрК РФ).

В целях материального обеспечения имущественной ответственности членов СРО по каждому из таких оснований ответственности создаются специальные компенсационные фонды (далее — КФ). Размер таких КФ определяется законом исходя из уровня ответственности членов СРО.

Отметим также, что КФ для обеспечения имущественной ответственности членов СРО по первым двум основаниям формируется в любом случае (п. 1 ст. 55.16 ГрК РФ), по третьему — только в ситуации, когда определенный процент членов СРО представили заявления о желании участвовать в заключении договоров с использованием методов, предусмотренных законодательством РФ о закупках (п. 1 ст. 55.16 ГрК РФ).

Первый уровень ответственности члена СРО в строительстве

В ГрК РФ выделяются различные уровни ответственности члена СРО по каждому из оснований наступления его ответственности, которые мы уже указывали в первом блоке настоящей статьи.

При этом уровень ответственности по каждому из таких оснований зависит:

  • от цены работ по одному договору подряда на исполнение изыскательских работ, разработку проектных документов, стоимости строительства, реконструкции или ремонта объекта капстроительства по договору (по данному вопросу также будет полезен наш материал «Даны разъяснения о членстве в СРО в случае смешанного договора подряда»);
  • предельного размера предусмотренных договором обязательств на одного члена СРО, выразившего свое желание участвовать в заключении договоров на выполнение изыскательских работ, разработку проектных документов, строительство, реконструкцию и капремонт объекта строительства с применением методов заключения договоров, предусмотренных законодательством РФ о закупках.

Таким образом, первый уровень ответственности СРО характеризуется наименьшим из установленных законом размером стоимости договора на выполнение соответствующих работ или наименьшим из предусмотренных законом предельным размером обязательств на каждого члена СРО, выразившего свое намерение участвовать в заключении таких договоров посредством проведения торгов или иных способов конкурентного заключения договоров, по таким договорам.

Ниже мы приводим таблицу, наглядно демонстрирующую упомянутые выше правила и зависимость между уровнем ответственности СРО и стоимостью работ по договору / предельному размеру обязательств члена СРО.

Таблица уровней ответственности СРО – 2018 – 2019

Предлагаем воспользоваться нашей таблицей для быстрого определения уровня ответственности членов СРО в зависимости от сферы строительной деятельности и вида обязательств по таким договорам.

Уровень ответственности СРОМаксимальная стоимость работ по 1 договоруМаксимальная сумма обязательств по договорам на одного члена СРО, обозначившего свое желание участвовать в заключении договоров с использованием конкурентных способов, в сфере
на выполнение изыскательских работ, разработку проектных документовна строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объекта капстроительстваинженерных изысканий или архитектурно-строительного проектированиястроительства, реконструкции и капремонта объекта капитального строительства
IДо 25 млн руб.До 60 млн руб.До 25 млн руб.До 60 млн руб.
IIДо 50 млн руб.До 500 млн руб.До 50 млн руб.До 500 млн руб.
IIIДо 300 млн руб.До 3 млрд руб.До 300 млн руб.До 3 млрд руб.
IV300 млн руб. и болееДо 10 млрд руб.300 млн руб. и болееДо 10 млрд руб.
V10 млрд руб. и более10 млрд руб. и более

Как видно, в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капстроительства выделяется 5 уровней ответственности, в то время как в сфере изысканий и архитектурно-строительного проектирования — 4 уровня.

***

Итак, уровни ответственности членов СРО выделяют в зависимости:

  • от стоимости работ по отдельному договору в сфере строительства, реконструкции, капремонта или в сфере проектирования и изысканий;
  • размера предельных обязательств по договорам в отношении каждого из членов СРО, выразивших свое желание участвовать в заключении договоров с применением конкурентных способов заключения договоров, предусмотренных законодательством РФ о закупках.

***

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Источник: https://rusjurist.ru/stroitelstvo/kakovy_urovni_otvetstvennosti_sro/

Уровени ответственности саморегулируемых организаций (СРО)

Ответственность СРО

Законодательными нормами Градостроительного Кодекса Российской Федерации, а именно статьёй шестидесятой, предусмотрены рамки правовой ответственности саморегулируемых организаций (СРО) в случае нарушения правовых требований ее членами.

По мнению депутатов Комитета Государственной Думы, всю ответственность за причиненный ущерб и некачественно выполненную работу несет та сторона, которая допустила нарушение законодательства.

Правовые аргументы ответственности СРО

От деятельности нерадивого исполнителя заказчику может быть нанесен не только ущерб но и убытки. Указанные показатели имеют общую правовую природу, но понятия разные по сути и применяемым к ним системам расчетов.

Как утверждает председатель думского комитета А.

Русских, юридическое, как вариант, физическое лицо, которое допустило некачественное выполнение работ по инженерным изысканиям, неквалифицированную подготовку проектной документации, нарушение правил и требований ремонтно-строительных работ, повлёкшее за собой нанесение ущерба здоровью, имуществу физических лиц и так далее, обязано возместить нанесенный ущерб. При этом субсидиарная ответственность ложится на СРО, которая выдала соответствующее разрешение на работу такому лицу.

Разница между ущербом и убытками

Что такое ущерб.

Согласно законодательным нормам, размер и способ возмещения нанесенных убытков осуществляется за счет компенсационного фонда организации-нарушителя. Поскольку саморегулируемая организация не является стороной договора о выполнении работ, она не обязана принимать участие в процессе возмещения нанесенных убытков.

Что такое убытки.

К слову, такое разъяснение думского комитета аргументируется позицией Конституционного суда: компенсировать ущерб обязано то лицо, которое допустило невыполнение условий юридического договора.

Кто такие саморегулируемые организации (СРО)

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 3 ФЗ №315 «О СРО», саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом РФ и ФЗ от 12 января 1996 года №7 «О некоммерческих организациях», при условии ее соответствия всем установленным настоящим Федеральным законом требованиям.

К числу указанных требований помимо установленных в части 1 настоящей статьи относятся:

  1. объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами в отношении саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, не установлено иное;
  2. наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;
  3. обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона.
  4. Присутствие в государственном реестре саморегулируемых организаций.

Способы формирования системы покрытий нарушений членов СРО

  1. создание системы личного и (или) коллективного страхования;
  2. формирование компенсационного фонда.

Уровни ответственности СРО на примере компенсационного фонда в строительстве

I. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена строительного СРО в зависимости от уровня ответственности:

  1. 100 000 в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору подряда не превышает 60 млн. (первый уровень ответственности);
  2. 500 000 в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору не превышает 500 млн. (второй уровень ответственности);
  3. 1 500 000 в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору не превышает 3 млрд. (третий уровень ответственности);
  4. 2 000 000 в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору не превышает 10 млрд. (четвертый уровень ответственности).
  5. 5 000 000 в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору составляет 10 млрд. и более (пятый уровень ответственности).

II. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена СРО в строительстве, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности составляет:

  1. 200 000 в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 60 млн. (первый уровень ответственности);
  2. 2 500 000 в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 500 млн. (второй уровень ответственности);
  3. 4 500 000 в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 3 млрд. (третий уровень ответственности);
  4. 7 000 000 в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 10 млрд. (четвертый уровень ответственности).
  5. 25 000 000 в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет 10 млрд. и более (пятый уровень ответственности).

Источник: https://malina-group.com/uroven-otvetstvennosti-samoreguliruemykh-organizatsij/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.