+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Результаты специальной оценки условий труда

Содержание

Результаты специальной оценки условий труда

Результаты специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.) обязана проводиться на каждом рабочем месте не менее одного раза в пять лет. Обязанность по проведению, как и финансированию мероприятия, полностью возлагается на работодателя.

Наверняка Вы, являясь собственником компании или руководителем кадрового подразделения, зададите себе вопрос: «Зачем нам эта процедура и что она может дать нашему бизнесу?» Думаем, если раскрыть Вам способы использования результатов спецоценки, такого вопроса в дальнейшем не возникнет.

Воспринимать спецоценку в одностороннем порядке, как обязательство трудового законодательства, не стоит: процедура имеет ряд преимуществ при развитии компании. Рассмотрим три наиболее часто встречающиеся позиции работодателя, которые препятствуют применить ему результаты работ по СОУТ правильно.

не в нашем государстве»

Проецируя на СОУТ: «У моего соседа была проверка трудовой инспекции, а меня она обошла, можно вздохнуть со спокойствием». Мораль: даже если ее не было сегодня, завтра, настанет время, когда на месте соседа окажетесь Вы. И тогда Вам не миновать штрафных санкций за непроведение и за непредставление результатов СОУТ своевременно.

Размеры штрафов сегодня немалые: самый минимальный – 60 тысяч рублей, максимальный – 200 тысяч рублей или же приостановление деятельности сроком на 90 суток. Последний вариант с приостановлением, в особенности для малого бизнеса, является прямым свидетельством банкротства. Подробнее о размерах и видах штрафов читайте здесь.

Вы же, проводя СОУТ, освобождаете себя от привлечения к административной, а в некоторых случаях, к уголовной ответственности.

Можно назвать дальновидным подход маркетологов, которые предоставляют своему работодателю сводные таблицы: в одной – что он теряет, если не проведет СОУТ, в другой – каковы затраты и каковы результаты. Цифры и факты влияют на решение бизнеса больше, чем законная фраза – «Работодатель обязан».

Что если оцифровать преимущества использования результатов СОУТ:

  • Благодаря наличию результатов СОУТ, Вы можете получить скидку до 40% к страховому тарифу от несчастных случаев и профзаболеваний;
  • На основании результатов спецоценки можно снизить тариф дополнительного страхового взноса в ПФР на 2 % или прекратить их выплаты;
  • На проведение спецоценки на 10 офисных рабочих местах Вам потребуется, к примеру, 20 тысяч рублей, а на выплату штрафов в случае игнорирования – от 60 до 80 тысяч рублей плюс эти же 20 тысяч на обязательное проведение по предписанию инспектора (а может и выше, т.к. организации, проводящие СОУТ, на таких клиентах пытаются заработать вдвое больше, подробнее здесь). «20» или «120» тысяч – выбирать Вам.
  • При несчастном случае, повлекшего тяжкий вред или смерть сотруднику, Вас привлекут к уголовной ответственности и назначат наказание в виде лишения свободы от 1 года до 3-х лет. При предъявлении результатов и подтверждении соответствия условий труда на рабочем месте этого сотрудника обвинения с должностного лица будут сняты частично или полностью.

«Провести и забыть»

Каждый из нас, совершая какие-либо действия, всегда получает результат. Оправдал он наши ожидания или нет, но это результат наших с Вами усилий. Так и со спецоценкой. Если мы получили документы (а результат подтверждается именно их наличием), положили их в стол и забыли навсегда – это попусту потраченное время и деньги.

А если бы, к примеру, наш каждый день начинался и заканчивался однообразно: чашечка крепкого кофе, свежая пресса, выполнение нудных обязательств на работе, ночь, улица, фонарь и сон. Сколько бы Вы продержались в таком темпе? Минуту, немного по-иному перефразируем вопрос: «Через какое время Вы бы уже потеряли интерес к жизни?».

Секрет успешных компаний заключается в том, что каждое их действие целенаправленно, имеет логический смысл, заканчивается достижением цели. Они никогда не предпримут того, что могло бы им просто не понадобиться.

Если проследить статистику проведения СОУТ, практически все успешные крупные предприятия ответственно и всегда вовремя подходят к проведению СОУТ.

Потому как они знают, что, к примеру, смогут применить результаты для получения скидок к страховому тарифу в ФСС, смогут возместить как минимум 20% расходов, связанных с процедурой, смогут обосновать работнику отмену компенсаций, льгот или их назначение.

Кстати, о компенсациях..

Если после модернизации производственной среды результаты СОУТ подтвердят, что вредности на рабочих местах больше нет – дополнительные 7 дней к отпуску, надбавку к зарплате работникам можно больше не предоставлять. Реакция последних может быть отрицательной, вероятнее даже будут жаловаться, но увы, открываете папочку с результатами в качестве подтверждения и все вопросы отпадут сами собой.

«Мои деньги – Ваша работа»

Это о безучастности работодателя к организации и проведению СОУТ. Сегодня работа строится следующим образом: Вы выбираете компанию, проводящую СОУТ, она поклоняется золотому тельцу, то есть Вам, а Вы придерживаетесь позиции наблюдателя. Приносят готовый результат работ в качестве подтверждения расходов. Вы, кажется, удовлетворены?

Неправильный подход, потому что, прежде всего, Вам должно быть не безразлично, что происходит на расстоянии вытянутой руки от Вас.

То участие, которое требовалось от Вас, то мнение, которое Вы могли бы озвучить в процессе работы, зная, как никто иной, свой бизнес, условия труда работников не были отражены в результатах, а, соответственно, рекомендаций по улучшению области охраны труда Вам или не были предложены вообще или предложены как тысячам других таких компаний, не адаптированных под деятельность. «Ну и что с того?», – спросите Вы. Поставим во главу угла взаимодействие с поставщиками, потребителями Вашего продукта, услуги и др.

Сегодня ни для кого не секрет, что инвестиционная привлекательность во многом строится из учета интересов нашего потенциального заказчика. Если нам нужно, к примеру, сотрудничество с «Газпромом», мы внедряем его собственные стандарты у себя, выполняем требования, чтобы он был удовлетворен нами.

Если мы хотим выйти со своей продукцией на международный рынок у нас, как минимум, должна быть внедрена система менеджмента качества по стандарту ISO 9001, что является свидетельством должной и четкой организации процессов в деятельности.

Для нашего партнера, потребителя – это показатель надежности и добросовестности.

Во многих анкетах по сотрудничеству не только с российскими, но и с иностранными компаниями (необходимо для того, чтобы определить приоритеты компании и заинтересованность в деловых отношениях) уже включен отдельный пункт об охране труда, где особое место отводится процессу СОУТ.

У тех компаний, которые выполнили указанные требования, шансы на успешное сотрудничество возрастают. Иногда им требуется свидетельство того, как Вы применяете результаты СОУТ в деятельности. Но главный показатель для них: если компания хорошо заботится о своих сотрудниках, значит будет дорожить нами и нашими интересами.

Есть, конечно, множество других мнений у работодателей к проведению СОУТ: положительных и не очень. Те, что «не очень», могут возникать на фоне материальных затрат. Но факт остается фактом – сегодня СОУТ нужна и важна.

Использовать результаты можно также при назначении и проведении медосмотров, для решения вопросов о связи возникающих профзаболеваний работников, регулирования разногласий с работниками. Всего в статье №7 ФЗ № 426-ФЗ, регулирующим СОУТ, предусмотрено 16 целей, в которых можно применять результаты процесса.

Теперь вся информация о проведении СОУТ будет содержаться в открытом доступе в специальном реестре.

Данный информационный ресурс будет доступен с 1 января 2016 года, пока же сбором статистики и информации занимается ГИТ (Государственная инспекция труда, – ред.

) в традиционном порядке: принимает документы от организации по СОУТ на бумажном носителе в течении 10 рабочих дней с момента подписания отчета о проведении.

Напоследок о традициях. До принятия СОУТ в России действовала аттестация рабочих мест (АРМ, – ред.).

Те компании, которые успели провести ее до 31 декабря 2013 года, могут пользоваться результатами АРМ до момента истечения пятилетнего срока, но не более чем до 31 декабря 2018 года.

Компании, которым результаты АРМ были выданы после 1 января 2014 года, придется переоформлять документы на спецоценку, так как Минтруд заранее оповестил всех о введении СОУТ с 2014 года.

Доверьте подготовку результатов СОУТ профессионалам Центра сертификации и лицензирования «Единый Стандарт». Вы для нас – не потенциальный заказчик, а Партнер, с которым нам приятно вести диалог, работу, деятельность которого нам хочется сделать лучше.

Мы всегда будем учитывать специфику и особенности Вашего бизнеса при проведении СОУТ, специально для Вас создадим индивидуальный план мероприятий по улучшению условий в области организации труда работников. Звоните прямо сейчас по телефону: +7 (495) 646-11-17 или оставляйте заявку на электронный адрес sout@1cert.

ru Мы рассмотрим Ваше обращение оперативно.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://1cert.ru/stati/rezultaty-spetsialnoy-otsenki-usloviy-truda

Проведение специальной оценки условий труда

Результаты специальной оценки условий труда

ОГЛАВЛЕНИЕ

• Суть спецоценки условий труда                        • Когда требуется внеплановая СОУТ?

• Кому необходимо проводить                              • Кто проводит спецоценку?

• Что подлежит спецоценке?                               • Результаты специальной оценки условий труда

• Сроки проведения плановой СОУТ                    • Ответственность за нарушения (штрафы)

С начала 2014 года действует Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее – Закон о СОУТ). Его положения полностью отменили аттестацию рабочих мест, а вместо неё ввели новый порядок анализа вредных факторов работы – специальную оценку условий труда (далее – СОУТ).

Невзирая на то, что переходный период ещё длится, и для многих сроком проведения СОУТ станет декабрь 2018 года, трудовые инспекции уже проводят очередные и внеплановые проверки, выявляя тысячи нарушений. Чтобы не навлечь на себя штрафы и взыскания, работодателям следует разобраться в нововведениях как можно раньше.

Суть спецоценки условий труда

СОУТ, в сущности, является проверкой и оценкой независимыми экспертами условий труда на заранее определённых рабочих местах. Если труд связан с вредными и опасными воздействиями, специализированная организация производит необходимые инструментальные замеры и, установив влияние условий на трудящихся там людей, присваивает рабочему месту один из возможных классов:

  • Оптимальный; допустимый;
  • Вредный; опасный.

От результатов СОУТ зависит сумма, отчисляемая нанимателем за своих сотрудников в ПФР, а также величина льгот, полагающихся работникам (дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день и пр.).

Снижение влияния обнаруженных вредных факторов в будущем может минимизировать установленный дополнительный тариф и даже свести его к нулю, а также позволит уменьшить расходы нанимателя на компенсации и гарантии, положенные сотрудникам, занятым на опасном производстве. Получается, чем лучше условия труда сотрудников, тем меньше придётся платить работодателю.

Кому необходимо проводить СОУТ?

Законом о СОУТ обязанность по финансированию и организации процесса спецоценки возлагается на всех нанимателей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, у которых работают сотрудники. Соответственно, специальная оценка условий труда не требуется:

1) Предпринимателям, проводящим деятельность без найма работников;

2) Работодателям — физическим лицам.

Что подлежит спецоценке?

Условия труда сотрудников оцениваются по физическим параметрам их рабочих мест, т.е. мест, находящихся под контролем работодателя, на которые сотрудникам необходимо прибыть для выполнения своих должностных обязанностей. Согласно Закону о СОУТ оцениваться должны места всех работников, кроме тех, кто:

  • трудится у нанимателей – физических лиц;
  • работает на дому;
  • выполняет работу дистанционно.

Проверка условий труда проводится по всем рабочим местам, с учётом их аналогичности. Аналогичными признаются рабочие места, которые:

  • находятся в однотипных зонах, обладающих одинаковыми условиями освещения, вентиляции и отопления;
  • оснащены одинаковым производственным оборудованием и средствами индивидуальной защиты;
  • предполагают работу сотрудников с одинаковыми должностями и трудовыми функциями.

Несмотря на то, что проверке подвергается только пятая часть схожих рабочих мест (но не менее двух), результаты спецоценки условий труда распространяются на все аналогичные места.

Сроки проведения плановой СОУТ

С 2014 по 2018 год законодатели предусмотрели переходный период, в течение которого будут действительны результаты ранее проведённой аттестации рабочих мест и возможно поэтапное проведение комплекса оценочных мероприятий.

Тем не менее, есть рабочие места, на которых СОУТ надо провести незамедлительно.

В Законе о СОУТ перечисляются сроки, данные работодателям на получение первичных результатов плановой спецоценки для различных групп рабочих мест:

1) На рабочих местах, аттестованных довступления в силу Закона о СОУТ, спецоценка производится до конца действия результатов аттестации, т.е. в течение пяти лет с момента её проведения.

Важно! По инициативе работодателя возможно досрочное проведение плановой спецоценки. Это может потребоваться в случае, когда условия труда на рабочих местах с момента проведения аттестации были улучшены, и по результатам СОУТ работодатель планирует сократить свои расходы на предоставление гарантий и компенсаций льготным категориям сотрудников.

2) На рабочих местах, действующих и не подлежащих аттестации ранее:

а) Спецоценку проводят до 31 декабря 2018 года, если тип этих рабочих мест, не перечислен в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона о СОУТ. В этот перечень попадают рабочие места сотрудников, чьи обязанности связаны исключительно с:

  • работой на компьютерах;
  • периодическим использованием принтеров, ксероксов, а также бытовой техники.

Однако сам процесс организации СОУТ следует проводить поэтапно и не откладывать на конец 2018 года. Ведь ажиотажный спрос на услуги экспертов и загруженность специализированных организаций – оценщиков в конце переходного периода могут создать условия, в которых получение результатов СОУТ в указанные сроки станет невозможным.

б) Спецоценка производится незамедлительно, если тип этих рабочих мест, включен в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона о СОУТ. К таким рабочим местам относятся те, труд на которых обеспечивает сотрудникам:

  • досрочный выход на пенсию по старости;
  • гарантии и компенсации в связи с опасными и вредными условиями работы.

Когда заканчивается пятилетний срок действия результатов первичной СОУТ, возникает необходимость проведения повторной оценки, но только у тех работодателей, у которых были ранее выявлены опасные или вредные условия труда.

Для нанимателей, имеющих на руках декларацию соответствия рабочих мест установленным нормативам (конечно, если условия труда не менялись и сохранились безопасными) действие зафиксированных первичной СОУТ результатов продлевается на следующие пять лет, сокращая расходы работодателя на проведение мероприятий спецоценки.

Если не возникает обстоятельств, отменяющих действие декларации, она, по мнению экспертов, будет работать и дальше, ведь Законом о СОУТ не предусмотрено количество возможных продлений. Однако по данному вопросу ещё не сформирована судебная практика и, вполне возможно, что вскоре могут возникнуть иные мнения.

В каких случаях требуется внеплановая соут?

На внеплановые спецоценки переходный период не распространяется, а значит уже сейчас все работодатели, у которых возникают события, перечисленные в ст. 17 Закона о СОУТ, в течение шести месяцев обязаны провести внеплановые мероприятия оценки условий труда. К условиям, вызывающим внеплановую СОУТ, относятся:

  • возникновение новых рабочих мест, в том числе и у только зарегистрированных нанимателей;
  • изменение производственного процесса, состава используемых материалов и прочих факторов, которые могут оказать влияние на вредность и опасность труда для работников;
  • профзаболевание сотрудника или несчастный случай на производстве, возникновение которых связано с опасными условиями работы;
  • требование профсоюза;
  • предписание инспекции по труду.

Кто проводит специальную оценку условий труда?

Для выявления потенциально опасных факторов, замера отклонений от нормы, а также для оформления результатов СОУТ работодатель должен привлечь на основании гражданско-правового договора специализированную организацию. Кроме того, возможно параллельно заключить договор добровольного страхования ответственности, чтобы минимизировать риск ущерба в процессе замеров, исследований и других моментов работы экспертов.

Учитывая требования Закона о СОУТ в части независимости экспертов, на список лиц, допускаемых к проведению спецоценки, накладываются ограничения. Например, не может проводить СОУТ учредитель проверяемой организации или его близкий родственник.

Специализированные организации тоже должны соответствовать прописанным в Законе о СОУТ условиям, соответствие которым подтверждается аттестацией Минтруда РФ и включением в специальный реестр, открытый к ознакомлению на сайте www.rosmintrud.ru. В том числе, до декабря 2018 года в этот реестр будут включены и фирмы, ранее допущенные к аттестации рабочих мест и имеющие действующий на текущую дату аттестат аккредитации.

Прежде чем заключать договор о проведении СОУТ с какой-либо фирмой, работодатель должен проверить её соответствие всем требованиям законодательства. В противном случае, результаты проведённой спецоценки условий труда могут быть аннулированы трудовой инспекцией, а нанимателю придётся нести расходы на проведение повторной, внеплановой оценки.

Результаты специальной оценки условий труда

Итоги СОУТ оформляются в виде отчёта экспертной организации по утвержденной Минтрудом форме. В документе отражается список конкретных рабочих мест и установленные для них классы и подклассы условий труда. Результаты СОУТ начинают действовать с даты подписания отчёта и обязывают работодателя:

  • перечислять в ПФР дополнительные взносы (для классов «вредный» — от 2 до 7% и «опасный» — 8%);
  • предоставлять необходимые гарантии и компенсации сотрудникам;
  • снабдить работников средствами необходимой защиты;
  • проводить мероприятия, влияющие на минимизацию и устранения вредности и опасности факторов производства;
  • осуществлять контроль за сохранением безопасности рабочих мест, включенных в классы «оптимальный» и «допустимый».

С отчётом должны быть в следующие 30 календарных дней ознакомлены все сотрудники, чьи рабочие места были проверены в ходе СОУТ.

Если работник не согласен с результатами, он вправе затребовать госэкспертизу в отношении своего рабочего места.

Если итоги СОУТ не устраивают организацию-нанимателя, он может подать заявление в Министерство труда и соцзащиты, обжаловать необоснованные или неточные результаты проверки и провести повторную спецоценку.

Кроме того, в течение следующего месяца результаты СОУТ должны быть выложены организацией-работодателем на официальный интернет-сайт (при его наличии). Территориальный орган ФСС уведомляется в сроки, предусмотренные для сдачи текущей отчётности, а информация подаётся путём включения в раздел 10 формы 4-ФСС.

Ответственность за нарушения в области СОУТ

За первый год действия Закона о СОУТ было зафиксировано более 23 тыс., а за половину 2015 года – свыше 11 тыс. фактов несоблюдения трудового законодательства. По мнению Федеральной службы труда и занятости, проанализировавшей выявленные нарушения, наиболее часто встречающимися проступками работодателя являются:

1) Непроведение СОУТ в случаях, когда она необходима;

2) Недоведение до сотрудников результатов СОУТ;

3) Нарушение порядка проведения СОУТ в части:

  • непривлечения специализированной организации;
  • отсутствия комиссии или непривлечение в ее состав работников;
  • анализа не всех полагающихся рабочих мест;

4) Отсутствие должного оформления результатов специальной оценки условий труда;

5) Непредставления в должном объёме гарантий и компенсаций на основании присвоенных классов условий труда.

К ответственности за нарушения в области СОУТ могут привлечь как саму организацию, допустившую проступок, так и её должностных лиц (руководителя, специалиста по охране труда или иное лицо, на которое в силу должности или приказа директора возложена ответственность по проведению СОУТ). Причём применение наказания к юридическому лицу может быть произведено одновременно с привлечением к административной ответственности ответственных сотрудников, что исходит из анализа ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ.

Административное наказание за непроведение или нарушение порядка организации СОУТ определяется в соответствии со ст. 5.27.1 КоАП РФ, а его форма и размер зависят от ряда факторов:

  • в отношении кого применяется (юридическое лицо, ИП или должностное лицо);
  • привлечение к ответственности первичное или повторное;
  • отсутствие угрозы для жизни и здоровья (предупреждение или штраф) или причинение вреда сотрудникам (приостановление деятельности и дисквалификация лиц) вследствие проступка работодателя.

В частности, размеры штрафов предусмотрены:

  1. Для организаций – 60-80 тыс. руб. при первичном и 100-200 тыс. руб. при повторном проступке;
  2. Для ИП и должностных лиц – 5-10 тыс. руб. при первичном и 30-40 т. руб. при повторном проступке.

Когда нарушение повлекло за собой возникновение угрозы здоровью людей или несчастный случай, то наказание может быть применено в форме приостановления деятельности юридического лица или ИП на 90 суток, а должностные лица, привлеченные к ответственности, дисквалифицируются на срок от года до 3 лет.

Заключение

Государство старается защитить своих граждан и обеспечить им определённые права, в том числе – право на безопасный труд. По статистике около 40% существующих рабочих мест связано с факторами риска для здоровья и жизни. Введя обязательную оценку вредности и опасности трудовых условий, законодатели минимизируют вероятность травм или заболеваний, получаемых на работе.

Радует, что при проведении государственного регулирования в области охраны труда, были предусмотрены не только «кнуты» в виде штрафов и взысканий за невыполнение требований Закона о СОУТ, но и «пряники», обеспечивающие добросовестному работодателю минимум дополнительных расходов и постоянное продление декларации соответствия. Кроме того, за нанимателя, вовремя и качественно организовавшего у себя СОУТ, даже отчёты в государственную информационную систему может направить специализированная фирма, проводившая оценку.

Источник: https://ip-spravka.ru/kadry/specialnaya-ocenka-uslovij-truda

Проводим специальную оценку условий труда

Результаты специальной оценки условий труда

Из статьи Вы узнаете:

1. Как подготовиться и документально оформить проведение специальной оценки условий труда.

2. Из каких этапов состоит процесс проведения специальной оценки условий труда, каковы функции работодателя в этом процессе.

3. Как оформляются результаты специальной оценки условий труда и где их нужно отразить.

4. Какими законодательными и нормативными актами руководствоваться при проведении специальной оценки условий труда.

В предыдущей статье мы выяснили, зачем нужна специальная оценка условий труда и кто должен ее проводить. Напомню, что по законодательству все работодатели должны проводить специальную оценку в отношении практически всех рабочих мест (за небольшим исключением).

Теперь самое время перейти к практической стороне вопроса – то есть непосредственно к проведению специальной оценки условий труда.

В этой статье предлагаю подробно рассмотреть порядок действий при проведении спецоценки, на какие моменты стоит обратить особое внимание при подготовке, в процессе проведения и при утверждении результатов специальной оценки условий труда.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда проводится работодателем совместно со специализированной организацией, привлекаемой на основании гражданско-правового договора.

Последовательность действий при проведении специальной оценки условий труда подробно описана в Федеральном законе от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (гл. 2).

Я не буду переписывать закон, а для лучшего понимания выделю основные этапы проведения специальной оценки и их ключевые моменты.

1. Создание комиссии по проведению специальной оценки условий труда.

Руководитель (индивидуальный предприниматель) издает приказ, которым назначает состав комиссии (должен быть нечетным), ее руководителя, а также перечень работ по специальной оценке условий труда. Кроме того утверждается график проведения специальной оценки условий труда.

Скачать Образец приказа о проведении специальной оценки условий труда

Скачать  Образец приказа об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Согласно п. 3 ст. 9 закона № 426-ФЗ в комиссию для проведения специальной оценки условий труда должен входить в том числе специалист по охране труда. Однако такой специалист есть далеко не у каждого работодателя, как быть в этом случае? В соответствии с ТК РФ (ст.

217) если работодатель осуществляет производственную деятельность и численность работников превышает 50 человек, то у него должна быть организована служба охраны труда или выделен специалист по охране труда.

Если же численность работников не превышает 50 человек и при отсутствии отдельной службы или специалиста, работодатель (индивидуальный предприниматель или руководитель организации) может возложить на себя функции по охране труда, или передать эти функции другому работнику, стороннему специалисту или организации, привлеченным по договору гражданско-правового характера и оказывающим услуги по охране труда. Таким образом, в некоторых случаях допускается возложение обязанностей по охране труда непосредственно на руководителя (индивидуального предпринимателя), однако независимо от того, кто назначен ответственным, документы по охране труда должны быть в наличии и оформлены надлежащим образом.

! Обратите внимание: перед проведением специальной оценки условий труда следует привести в порядок документацию по охране труда (журнал учета инструктажей по пожарной безопасности и т.д.

) так как представители специализированной организации, проводящей специальную оценку условий труда, могут запросить указанные документы.

Подробно описывать весь состав документов и порядок их заполнения в данной статье я считаю нецелесообразным, при необходимости Вы можете найти соответствующие приказы и рекомендации  Минтруда России  (например, «Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда» от 13.05.2004).

Однако как минимум необходим приказ о назначении ответственного за охрану труда, как мы выяснили, им может быть штатный специалист или служба охраны труда, привлеченные специалист или организация или сам руководитель (индивидуальный предприниматель).

Скачать  Образец приказа о назначении ответственного за охрану труда

2. Определение рабочих мест, подлежащих специальной оценке.

Комиссия определяет перечень рабочих мест, в отношении которых будет проводится специальная оценка условий труда, а также выявляет аналогичные рабочие места. При наличии аналогичных рабочих мест спецоценка проводится в отношении 20 процентов таких рабочих мест (но не менее двух), а результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (п. 6. ст. 9 закона № 426-ФЗ). Например, если два бухгалтера работают в одном офисе в одинаковых условиях, то эти места считаются аналогичными. Однако если в том же офисе в таких же точно условиях работает юрист, то рабочее место юриста не является аналогичным рабочему месту бухгалтера, так как у них разные должности.

! Обратите внимание: перед заключением договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, необходимо проверить штатное расписание и другие кадровые документы (трудовые договоры, должностные инструкции и т.д.).

Дело в том, что спецоценка проводится в отношении рабочих мест работодателя, количество и состав которых определяются как раз по штатному расписанию. Первым делом специализированная организация запросит штатное расписание и в соответствии с ним определит состав подлежащих проверке рабочих мест, а, соответственно, и стоимость своих услуг.

То есть в интересах работодателя, чтобы штатное расписание (последняя его редакция) было актуальным, чтобы в нем отсутствовали «лишние» должности (которые, например, были ранее, но потом их упразднили или переименовали и т.д.).

Но в то же время, если Вы планируете в ближайшем будущем создать новые рабочие места (новый отдел, новые должности), то целесообразно их создать и ввести до проведения специальной оценки условий труда, так как если это сделать потом, возникнет необходимость проводить внеплановую специальную оценку условий труда (ст. 17 закона № 426-ФЗ).

3. Заключение договора со специализированной организацией на проведение специальной оценки условий труда.

Обратите внимание: специализированная организация должна соответствовать определенным требованиям, установленным законодательством (ст. 19 Закона № 426-ФЗ).

Перечень аккредитованных организаций можно посмотреть на сайте Минтруда РФ

4. Проведение специализированной организацией идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и их измерение (при выявлении таких факторов).

5. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены опасные факторы, работодатель подает в трудовую инспекцию декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Форма и порядок предоставления декларации установлены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда».

Скачать форму  Декларация соответствия условий труда

! Обратите внимание Декларация соответствия условий труда действительна в течение пяти лет.

После этого срока при отсутствии в период действия декларации несчастных случаев на производстве (за исключением произошедших по вине третьих лиц) или выявления профессиональных заболеваний, причиной которых явилось воздействие на работника вредных факторов, срок действия данной декларации продлевается на следующие пять лет.

6. Распределение рабочих мест по классам и подклассам вредности.

В отношении рабочих мест, по которым выявлены опасные факторы, специализированная организация, проводящая спецоценку, осуществляет их отнесение к соответствующим классам и подклассам опасности (вредности). Характеристика классов и подклассов опасности приведена в ст. 14 закона № 426-ФЗ. Как раз на основании этих сведений в дальнейшем устанавливаются дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР.

7. Составление отчета.

По результатам проведенной специальной оценки условий труда специализированная организация составляет отчет о ее проведении и передает отчет представителям работодателя.

Сведения, которые должны быть отражены в отчете, перечислены в п. 1 ст. 15 закона № 426-ФЗ. Отчет подписывается всеми членам комиссии работодателя и утверждается председателем комиссии.

Кроме того, в тридцатидневный срок с момента утверждения отчета необходимо ознакомить всех работников с результатами проведенной специальной оценки условий труда, а также выложить сводные результаты спецоценки на сайте работодателя, если такой имеется (п. 5, 6 ст. 15 закона № 426-ФЗ).

! Обратите внимание: факт проведения специальной оценки условий труда, а также ее результаты необходимо отразить в отчете 4-ФСС в таблице 10 (скачать форму отчета и порядок заполнения можно здесь, а прочитать об изменениях в форме 4-ФСС с 2014 года здесь).

Итак, мы рассмотрели порядок проведения специальной оценки условий труда.

Теперь, надеюсь, у Вас сложилось четкое представление о том, как проводится спецоценка, на что обратить особое внимание при подготовке к ее проведению и непосредственно в процессе.

Ну а в следующей статье будем разбираться в, пожалуй, самом актуальном для бухгалтера вопросе, связанном со специальной оценкой условий труда, — как учесть расходы на ее проведение.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Законодательные и нормативные акты

1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

2. Трудовой Кодекс РФ

3. Приказ Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»

Как ознакомиться с официальными текстами указанных документов, узнайте в разделе Полезные сайты

♦  Рубрика: Зарплата и кадры, Кадровый учет, Охрана труда.

Источник: http://buh-aktiv.ru/provodim-spetsialnuyu-otsenku-uslovij-truda/

Результаты специальной оценки условий труда | Экостар

Результаты специальной оценки условий труда

Оценивание рабочих мест по специальной процедуре с 01.01.2014 регламентировано законом. При чем проведение данной оценки предполагается за счет самого предприятия.

 Результаты специальной оценки условий труда имеют значительное влияние на дальнейшую деятельность работодателя, и увы, не факт, что повлияют в лучшую сторону.

В данной статье мы ответим на все принципиально важные вопросы по теме, дабы целиком и полностью подковать каждого заинтересованного руководителя с юридической точки зрения.

СОУТ: главное

Это комплексная проверка условий труда, которая проводится с целью выявления факторов, какие могут быть опасны для здоровья и жизни сотрудников. Полученные итоги проведения специальной оценки условий труда становятся базисом, на котором основывается присвоения каждой должности определенного класса вредности.

Цели проведения:

  • Выявить реальные и потенциальные риски на производстве.
  • Оценить степень соответствия условий нормам и требованиям ОТ.
  • Установить класс вредности.
  • Проводить регулярную проверку предприятий с опасными/вредными трудовыми условиями.

Процедура не производится в варианте:

  • сотрудников, работающих удаленно или на дому;
  • людей, которые работают на физ. лицо.

Кем должна быть проведена спецоценка?

Аттестация трудовых условий будет проведена:

  • Юридическими лицами.
  • Индивидуальными предпринимателями (даже если в штате только 1 подчиненный).

СОУТ проводится при обязательном участии спец. организации, включенной в Гос. Реестр и имеющей аккредитованную лабораторию для проверок.

Процедура проведения СОУТ

  1. Выбор специализированной организации, имеющей юридическое право осуществлять проверку рабочих мест.
  2. Создание работодателем оценочной комиссии. Она должна состоять из нечетного количества людей. Обязательные участники: председатель (руководитель или любой сотрудник), инженер из отдела ОТ и представитель профсоюза.

  3. Утверждение списка рабочих мест, подлежащих проверке с перечислением возможных вредных факторов на каждом. К проверке предоставляется производственная техника, средства индивидуальной и коллективной защиты, инструменты и т.д. Наличие прецедентов профзаболеваний обязательно учитывается и оказывает значительное влияние на результаты СОУТ.

  4. Задачи экспертов при проведении спец оценки: оценка степени воздействия неблагоприятных факторов; проведение инструментальных замеров, которые предполагаются проверкой; анализ информации о трудовом режиме, наличии и регулярности мед.осмотров, льготах и компенсационных выплатах и т.д.

  5. Оформление итогового отчета, включающего в себя список мест, проходивших аттестацию. К отчету должны быть приложены акты по проверке условий труда и официальный документ с рекомендациями по улучшению данных условий на предприятии.

«Руководитель в обязательном порядке должен ознакомить весь штат с итогами СОУТ – строго под роспись и не позднее, чем через тридцать дней с даты утверждения документа. Также информацию можно опубликовать на официальном веб-сайте компании.»

Оформление результатов СОУТ

Официальный порядок оформления результатов специальной оценки условий труда предполагает составление полного отчета о проверке, который должен включать в себя:

  • Карту СОУТ.
  • Протоколы всех проводимых проверок.
  • Протокол качества и эффективности защитных средств.
  • Общую ведомость оценки.
  • Заключение, в котором есть подписи всех членов комиссии.

Срок действия проверки

В результате СОУТ в Минтруд руководителем подается декларация, в которой отображены итоги СОУТ.

«Декларация подается касательно мест, получивших положительную оценку, то есть признанных безопасными.»

Срок сдачи декларации — 30 дней от момента, когда был подписан отчет СОУТ, в бумажном или электронном виде, лично или по почте. Проверка занимает 10 суток. При условии отсутствия в отчете ошибок документ принимается и регистрируется, в противном случае – отправляется на доработку.

Результаты СОУТ действуют 5 лет, при отсутствии аварийных случаев и проф. болезней срок продлевается автоматически.

Как использовать итоги СОУТ?

Применение результатов специальной оценки условий труда предполагает:

  • Определение размера компенсационных выплат.
  • Повышение тарифной сетки на страховых взносах.
  • Определение суммы прибавки к страховке за вредные условия.
  • Разработку мер по улучшению условий труда.
  • Проведение регулярных медицинских осмотров.

Законом предусмотрена административная и уголовная ответственность как за несоблюдение, так и за не проведения СОУТ. И это касается каждого работодателя!

Источник: http://Lab-EcoStar.ru/sout/rezultaty-specialnoj-ocenki-uslovij-truda/

Результаты проведения специальной оценки условий труда

Результаты специальной оценки условий труда

Спецоценка условий труда по закону обеспечивается для каждого рабочего места работодателем (ст. 212 ТК РФ).

Целью спецоценки является установление и документальное подтверждение класса риска и уровня вредности рабочих условий, с учетом применения закупленных работодателем средств защиты работников.

Процедура обследования объектов включает подробный анализ по отдельным производственным объектам или группе однородных мест. Их перечень согласовывается на предварительном этапе, а порядок действий регулируется законом о спецоценке от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Отчет о проведении специальной оценки условий труда

Спецоценка не нужна если рабочие места организованы за пределами территории работодателя (это касается дистанционных и надомных сотрудников). Для остальных категорий персонала спецоценка является обязательной. Оценивать условия труда могут только аккредитованные эксперты и организации.

Оформление результатов проведения специальной оценки условий труда необходимо производить в письменном виде на унифицированном бланке отчета, с учетом требований ст. 15 закона № 426-ФЗ. Шаблон отчета о результатах спецоценки приведен в приказе Минтруда РФ от 24.01.2014 г. № 33н.

Отчет включает следующую информацию:

  • данные о работодателе, проводившем мероприятия по спецоценке;
  • список рабочих объектов, по которым был произведен мониторинг и анализ;
  • обнаруженные факторы, оказывающие вредное воздействие на здоровье человека процессе работы, с привязкой к рабочим местам;
  • карты спецоценки, в которых указаны классы по каждому обследованному объекту, характеризующие текущие условия труда;
  • тексты протоколов, которые велись в процессе исследований, измерений;
  • протоколы по обследованию средств защиты;
  • сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда;
  • экспертные рекомендации, которыми работодатель может воспользоваться для улучшения системы безопасности труда, и заключение.

Протоколы по исследованиям эксперта в отношении вредных или опасных условий на производстве составляются по каждому выявленному фактору.

В обязанности работодателя входит ознакомление с отчетом всех сотрудников. О факте прочтения работником документа свидетельствует его собственноручная подпись.

Для оповещения наемного персонала об итогах спецоценки отводится 30 календарных дней.

Продление срока возможно только в отношении работников, которые находились на больничном, в командировке, отпуске, либо отсутствовали по другим документально подтвержденным причинам.

Если вредных факторов не было выявлено, то результаты проведения специальной оценки труда будут отражать лишь информацию об экспертной организации и списке обследованных производственных объектов с заключением эксперта.

Отчет обязательно подписывается членами комиссии по спецоценке. Если кто-либо из членов комиссии не согласен с экспертными выводами, он вправе изложить свое особое мнение письменно, эти аргументированные доводы приобщаются к отчету. Результаты спецоценки могут быть изменены после обжалования их в судебном порядке.

Применение результатов проведения специальной оценки условий труда

Результаты спецоценки в течение 10 дней передаются работодателем в Федеральную информационную систему учета (ст. 18 закона № 426-ФЗ). Если по производственным объектам не выявлены риски воздействия факторов, отрицательно сказывающихся на самочувствии или представляющих угрозу жизни людей, предприятием декларируется соответствие имеющихся условий труда персонала нормативным стандартам.

Практическое использование итогов экспертной оценки, при любом типе заключения, возможно с даты, которой был утвержден отчет. Результатом проведения специальной оценки условий труда является присвоение рабочим объектам и местам класса условий труда. Полученные результаты спецоценки применяют, в частности, для:

  • установления и уплаты дополнительного тарифа страхового взноса за работников, имеющих право на досрочный уход на пенсию (если такое право является следствием влияния производственных условий труда);
  • разработки системы дополнительных компенсаций и социальных гарантий работникам, отражения ее в действующих локальных актах, регулирующих трудовые взаимоотношения (повышение заработной платы, введение надбавок и доплат, увеличение длительности отпуска, сокращение продолжительности смен);
  • обеспечения законодательно утвержденными нормами спецпитания, средствами общей и индивидуальной защиты;
  • модернизации производства для улучшения условий труда;
  • информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, организации медосмотров;
  • подготовки статистической отчетности по условиям труда и т.д.

Источник: https://spmag.ru/articles/rezultaty-provedeniya-specialnoy-ocenki-usloviy-truda

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.